добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Могут ли выборные технологии, которые по самой своей сути призваны учитывать психологические особенности избирателей, быть или не быть гуманистическими? Ответ однозначен: могут. Особенно остро эта проблема встает в наши дни, когда организаторы выборов активно используют разнообразные электронные СМИ, в том числе и Интернет.

Чем же отличается, к примеру, ситуацию, в которой претенденты на власть, стремясь заполучить как можно больше голосов, обращается к помощи телевидения? Уточню, что я имею в виду не выступление в прямом эфире, а политический рекламный видеоролик. Выясняется, что наша аудитория предпочитает видеть кандидатов "живьем".

Оказавшись же в роли киногероя, баллотирующийся фактически становится заложником собственного мифологизированного имиджа. Голосующие вынуждены в этом случае общаться не с реальным человеком, а с зрелищно упрощенным отображением последнего.

В таких условиях происходит психологическое отчуждение политика от тех социальных слоев, поддержка которых так необходима ему для победы. И чем более "красивым" предстает перед людьми такой общественный деятель, тем отчетливее проступают техногенные черты его "нечеловеческого" облика, тщательно смонтированного тележурналистами.

Особенно показательна в этом отношении парламентская избирательная кампания 1995 года. Например, блок И.Рыбкина, заняв второе после НДР место по количеству времени, потраченного на рекламные телепрограммы, даже не смог перешагнуть через 5%-й барьер.

Думские выборы, которые проводились в 1999 году, также преподнесли некоторым объединениям весьма неприятные сюрпризы. Исключением из этого правила стал СПС с его шумной кампанией "Ты прав!". Но и этот пример лишь подтверждает общую закономерность.

Желая разобраться с особенностями нашего массового сознания, я, как психотерапевт, осенью прошлого года провел предварительное или, как сейчас принято говорить, "пилотажное" психологическое исследование. Четырнадцать человек согласились выполнить довольно простой ассоциативный тест. При помощи специального набора цветных карточек они условно обозначили свои впечатления, полученные ими от терминов, которые были связаны с областью СМИ. Напомню, что предпочтение, отдаваемое тому или иному цвету, отражает вполне определенное эмоциональное состояние человека, а, следовательно, раскрывает его отношение к различным предметам и сферам жизни. Например, выбор красного цвета означает положительную, черного - отрицательную оценку обсуждаемого предмета.

Несмотря на то, что мои собеседники всячески подчеркивали свое недоверие к электронным СМИ, итоги тестирования говорили совсем о другом. В частности, телевидение рассматривалось этими людьми как средство расслабления (50% ответов опирались на синий цвет). Радио же оценивалось опрошенными весьма противоречиво. А периодика (газеты) воспринималась участниками опроса в качестве выразительницы свободных мнений (43% ассоциаций оказалось связаны с желтым цветом). Эти данные явно указывали на психологический раскол, обусловленный конфликтом между раздражением, вызванное "электронной" агитацией, и чрезмерной зависимостью от ТВ. Причиной последней, по-видимому, являются многочисленные "мыльные оперы".

Заодно я решил выяснить и то, как мои соотечественники относятся к различным сторонам избирательного процесса. Так, услышав слово "выборы", четверть тестируемых выбрала серый цвет. Примерно столько же остановилось на зеленом. За таким "ландшафтом" мнений, согласно тесту, стоит ощущение отстраненности и мысли о самоутверждении. Неясно, правда, чье самоутверждение - избирателей или кандидатов - подразумевалось в данном случае. Упоминание же "агитации" вызвало значительно более живой отклик: 29% ассоциаций основывалось на желтом, 21% - на красном цвете. Налицо была этакая смесь раскрепощенности и восторга.

Результаты, безусловно, интересные. Но вправе ли мы тогда ожидать, что процессы психологической изоляции, усиливаемые техническими средствами, отпугнут даже тех, кто пока еще готов идти на избирательные участки? Думаю, да. Попробуем определить, чем характеризуются гармоничные межличностные отношения. Считается, что такие контакты должны быть не только равноправными, но и достаточно глубокими. Их главные качества - эмоциональная открытость, реалистичность предъявляемых требований, признание за другим права иметь собственное мнение.

Какие выборные технологии можно однозначно отнести к гуманистическим? Здесь в первую очередь нужно вспомнить о приемах, основанных на личных контактах.

Речь, конечно же, идет о предвыборных собраниях. Любой участник предстоящего голосования должен иметь возможность встретиться с теми политическими лидерами, которые "идут во власть". Именно такое общение и носит наиболее реалистический характер, В ходе такой дискуссии задаются нелицеприятные вопросы, выражается несогласие с отдельными положениями, видна реакция кандидата на все происходящее в зале. Распознать наигранный характер встречи в этих условиях гораздо легче, чем при электронной "беседе".

Гуманистические выборные технологии – это, прежде всего, внимательное отношение к избирателю, отказ от манипуляционных способов агитации, поворот к культурным традициям и исторической памяти. Одним словом, это - опора не на всемогущие технические средства, а на личные качества баллотирующегося.

Уверен, что соблюдение всех перечисленных условий позволит нашим соотечественникам преодолеть то характерную для последних лет усталость, которая проявляется в их нежелании воспользоваться своим главным гражданским правом - правом выбирать власть.

Сергей ВЫГОНСКИЙ, психиатр
Дата опубликования: 09.02.2008


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=2417"

Ключевые слова статьи "ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (раздел "Статьи по психологии"):

ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ