Статьи по психологии
Интернет как эротично-психиатрический феномен
У настоящего психоаналитика всегда есть неистребимое желание залезть в чужую душу и вытащить на свет что-нибудь этакое, неприглядное и всеми порицаемое. Понятное дело, что и я не являюсь исключением из этого правила. Однако хочется, чтобы в центре нашего внимания оказалось нечто грандиозное и соответствующее духу времени. А что сегодня в мире самое большое и современное? Конечно же, всемирная компьютерная сеть Интернет. Она-то и будет на этот раз предметом наших психологических изысканий.
НУЖНА ЛИ ОБЩЕСТВУ ДЕМОКРАТИЯ?
В книге "Советская система: к открытому обществу", опубликованной еще в 1990 году, Джордж Сорос делится своими размышлениями относительного того, какие трудности поджидают развивающиеся социальные организации демократического типа. По мнению известного мультимиллионера, к таким проблемам относятся нестабильность, дефицит цели, упадок межличностных отношений. Однако даже эти препятствия не могут заставить Сороса отказаться от своих планов.
Бывший венгерский эмигрант намерен в ряде европейских стран создать условия, препятствующие возрождению тоталитарных порядков. Его главный инструмент - благотворительность. Но самое примечательное состоит в том, что одним из проектов, действующим с 1996 года и активно поддерживаемым соросовским фондом, является программа по подключению российских университетов к Интернету.
Какова психологическая суть тех новшеств, которые пришли к нам вместе с Интернетом? Почему в качестве "демократизатора" общества Сорос выбрал именно всемирную компьютерную "паутину"? Чуть позже мы поразмышляем над этим, но прежде немного статистики. Поданным Фонда "Общественное мнение", в середине прошлого года только 3% россиян, участвовавших в опросе, заявили о том, что они обращаются к ресурсам этой гигантской информационной системы.
Едва ли кто-то сомневается в том, что в ближайшие годы киберсообщество значительно расширит свои ряды. Главная проблема, как мы видим, заключается совершенно в другом, а именно - в предназначении Интернета. И, честно говоря, до сих пор нет полной ясности относительно того, чем же все-таки обернется для нас эта новинка - свободой или зависимостью?
МИСТИКА ВСЕМИРНОЙ "ПАУТИНЫ"
Во-первых, с Интернетом связано начало ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Это означает, что отныне существует целая информационная среда, выходящая за рамки одной национальной культуры. Пребывание в таком виртуальном пространстве делает человеческое сознание более универсальным. Человек неосознанно привыкает мыслить общемировыми или философскими категориями.
Но у такого процесса есть и обратная сторона. Дело в том, что столь масштабный тип личности подразумевает и глобальную или планетарную корпоративную власть. А рядом с такими понятиями соседствует представление об "однополярном мире" - земном сообществе, управляемом одной, наиболее мощной державой.
Во-вторых, приобщение к всемирной компьютерной сети неизбежно приводит к СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Это следует понимать только в том смысле, что в человеческом мире совсем не останется тайн. Известно, что любое произведение изобразительного искусства создано под влиянием скрытых психологических комплексов. Фасадная интернетовская графика также подчиняется этим закономерностям. И потому чем более художественным будет выглядеть Интернет - тем больше утаиваемого нами душевного материала выйдет наружу.
Примерно ту же картину можно наблюдать в ходе психоаналитического лечения. С помощью врача или психолога пациент узнает о своих наиболее сокровенных переживаниях - необоснованных страхах и нереалистических ожиданиях. Он проходит через тяжелый душевный кризис и таким непростым путем избавляется от своего страдания. Но все ли готовы встретиться с темным ликом, смутно высвечивающимся на "дне" нашего разума? И как быть с теми пользователями, которые, избавившись от одного невроза, тотчас впадают в другой - в зависимость от компьютерной реальности?
В-третьих, общение с Интернетом косвенно или прямо пробуждает в нас ЖАЖДУ САМОПОЗНАНИЯ. В киберпространстве люди ищут максимально полную информацию - новостную, аналитическую, литературную. В основе же такого поведения пользователей лежит стремление открыть для себя некую абсолютную и окончательную истину. Допускаю, что подобные чувства усиливаются в противовес чрезмерной рациональности, обусловленной избытком информации. Таким состояниям неизменно сопутствует и особый эмоциональный настрой. Все это напоминает о духовном экстазе, мистических переживаниях, трансе "посвященных". Но потом, пережив кратковременное воодушевление, человек снова оказывается наедине с невыразительной повседневной действительностью. И он вновь погружается в лабиринты Интернета, чтобы в очередной раз пуститься в погоню за ускользающей тенью идеального бытия.
БУДУЩЕЕ КАК ЭРОТИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ
Загадочный Интернет невольно заставляет вспомнить и о целом ряде теорий, которые пытаются наметить контуры дальнейшей человеческой эволюции. Так, Тимоти Лири, которого, пожалуй, можно отнести к числу самых эксцентричных мыслителей XX века, считал, что в будущем человечеству предстоит выйти за пределы земли. Гарвардский бунтарь сравнивал земную жизнь с личиночным существованием.
Он утверждал, что информация о предстоящих изменениях нашей культуры зашифрована в генетической формуле ДНК. Согласно его схеме, человечество довольно скоро должно вплотную подойти к конструированию новых измерений бытия. При этом Лири ссылался на возможности, открывающиеся нам в таких направлениях как генная инженерия, клонирование, омолаживание посредством контроля над ДНК.
Подобные шокирующие заявления фактически отождествляют всемирную "паутину" с одной из ступеней такого развития. Речь здесь идет о кибернетической модификации человеческого сознания, в результате чего оно превратится в некий коллективный разум. Эту модель дополняют рассуждения Р.Уилсона. В 1983 году была издана его книга "Психология эволюции", где он размышляет о том, насколько вероятно создание человекоподобного робота, предназначенного исключительно для интимных отношений.
Автор также полагает, что можно сконструировать целую среду, способную воплотить в реальность самую изощренную чувственную мечту. Согласитесь, что в этом описании есть очень много похожего на феномен "виртуального секса", о котором столько писала пресса и который, по мнению многих специалистов, сыграл далеко не последнюю роль в популяризации Интернета.
Наверное, все сказанное звучит слишком фантастично. Однако мир меняется на глазах, и кто знает, что ожидает нас впереди. Мы можем только строить предположения, вглядываясь при этом в непроницаемую пелену времени. Впрочем, сбежать от нынешних неурядиц, пусть даже мысленно, в будущее, чтобы пережить его как самую смелую и откровенную фантазию - разве это не заманчиво!
Сергей ВЫГОНСКИЙ, психиатр
Дата опубликования: 27.01.2008
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2407" |
|
Ключевые слова статьи "Интернет как эротично-психиатрический феномен" (раздел "Статьи по психологии"):
интернет демократия