добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Технология карьеры

СИНДРОМ Д'АРТАНЬЯНА, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ


Главный герой романа А.Дюма "Двадцать лет спустя" д'Артаньян, достигнув середины своей жизни, пускается во все тяжкие и делает это лишь для того, чтобы получить звание капитана. Ради достижения своей цели наш предприимчивый гасконец переходит на сторону кардинала Мазарини. Обиженный судьбой лейтенант пренебрегает даже тем, что некогда другой сановный священник - кардинал Ришелье - был его злейшим врагом. Встретив своего старинного друга Атоса, этот бравый рубака жалуется ему на то, что более двадцати лет он, д'Артаньян, вынужден носить тяжелую амуницию, не имея ни малейшей надежды на повышение.

Эта история совершенно неправдоподобна, скажете вы. Неужели несгибаемый фехтовальщик втайне страдал от того, что не сделался чопорным армейским чиновником? Какая чушь! Однако не торопитесь с окончательными выводами. Лучше вспомните, сколько раз во время застольных бесед вам приходилось выслушивать от своих знакомых аналогичные жалобы. Не секрет, что и сегодня многие деятельные люди размышляют о том, как продвинуться по служебной лестнице.

Такая ситуация настолько типична, что ее вполне можно было бы назвать синдромом д'Артаньяна. Для решения этой проблемы нужна особая стратегия, подразумевающая знакомство с внутренней "карьерной" ситуацией учреждения. Попробуем вывести свою формулу карьеры. Такой сценарий состоит из трех шагов.

Шаг первый - ЛЕСТНИЦА В НЕБО. Известный американский социолог П.Сорокин указывал на различные способы подъема "наверх". Самой доступной в наши дни является карьера в общественной, научной или творческой сфере. Поэтому планирование собственного должностного роста следует начинать с выбора именно такой сферы, где можно было бы наилучшим образом применить свои способности. Чрезвычайно важно, чтобы такая деятельность дополнила бы круг профессиональных обязанностей. Подобное перераспределение сил поможет "карьеристу" найти разумное применение своей избыточной энергии.

Кроме того, он перестанет ссориться по пустякам со своим непосредственным начальством, поскольку все его внимание будет занято работой в другом месте.

Рассмотрим более подробно эти способы карьеры. Так, роль активиста общественной организации позволит современному д'Артаньяну не только реализовать свои организаторские задатки, но и даст возможность наладить контакты с влиятельными людьми. Научная деятельность усилит профессиональный авторитет такого специалиста.

Творческие же занятия могут принести ему некоторую известность. Здесь также нужно учитывать то, что чиновники весьма подозрительно относятся к представителям "неформальных" объединений. Тем не менее административные структуры вынуждены время от времени прибегать к помощи последних для того, чтобы "мягко" влиять на те или иные процессы в обществе. И если сила номенклатуры заключается в материальных ресурсах - финансах, помещениях, транспорте и оргтехнике, то "козырными картами" общественных лидеров являются ресурсы гуманитарные - бескорыстные помощники, информация, связи, подчас весьма обширные.

Приведу пример. Мне известен весьма энергичный мужчина средних лет, который несмотря на свои явно незаурядные способности довольно долго оставался в тени. Затем он участвовал в создании одной некоммерческой организации. Утвердившись таким способом на общественном поприще, этот специалист получил международный гранд на проведение конференции, которая была посвящена правовым реформам. Чуть позже ему удалось найти сановных покровителей и тогда его судьба резко изменилась - он был приглашен на работу в достаточно серьезную управленческую структуру.

Шаг второй - СКАЧКИ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ. Такая "рокировка" вовсе не означает, что специалисту, желающему занять кресло руководителя, нужно ослабить свои позиции на старом месте. Где бы не оказался такой кандидат на повышение, ему необходимо учитывать схему "карьерных потоков". Это - направленность работников на ту или иную административную должность. Такого рода информация позволит вычислить возможных соперников. А выявив таких людей, "карьерист" быстро договорится с ними (ведь он не претендует на те же должности, что и они!). Используя затем попутное "течение", он без труда продолжит свое движение к заветной цели.

Как составить такую схему? Возьмем, для примера, организацию, включающую в себя несколько подразделений. В этой целостной структуре должны быть директор и его заместитель, а также руководители отделов. Такие должности мы назовем "реальными". Наряду с этим достаточно часто нам приходится иметь дело с "виртуальными" или "вероятностными" должностями. В таком качестве обычно выступает настоящее административное место, на период отпуска или болезни занятое человеком, который причислен к кадровому резерву.

Помимо этого в учреждении работают лица, которые хотели бы немного побыть в роли управленческого персонала младшего или среднего звена. В этом случае можно говорить о "ментальных" или "воображаемых" должностях. Различные мелочи - неосторожное слово или такое же неосмотрительное действие - с головой выдадут человека, у которого продвижение по службе происходит преимущественно в мыслях.

Как-то раз мне пришлось наблюдать очередную учрежденческую трагедию. Впрочем, главный участник этой истории скорее ассоциировался не с взбалмошным д'Артаньяном, а с расчетливым Штирлицем.

Одному заместителю очень нравилось в отсутствие своего начальника сидеть на его месте. Подобная ситуация возникала довольно часто, поскольку данная организация имела областные филиалы и ее руководителю приходилось периодически выезжать в них с инспекционной целью. Но однажды он вызвал к себе нашего героя и предложил ему перейти в соподчиненное учреждение, мотивируя это решение тем, что некому возглавить столь ответственный участок работы. Вне всяких сомнений, именно такая, казалось бы, незначительная деталь и погубила этого "бойца невидимого фронта". Слишком уж очевидным было его желание "подсидеть" собственного босса. Так что никогда не садитесь в кресло шефа, иначе рискуете "нарваться" на неприятности!

Шаг третий - ОБВАЛИВШАЯСЯ КРЫША. Одно из условий данного шага таково. Сотрудник, добившийся на стороне определенных успехов, должен как можно дольше скрывать их от своего начальника. Такая незамысловатая стратегия решает сразу две проблемы. Во-первых, никакой руководитель, даже самый суровый, не будет ничего предпринимать до тех пор, пока достижения "карьериста" не станут очевидными. А тогда шеф уже ничем не сможет помешать ему – будет поздно. И, во-вторых, накопление таких "внешних" результатов способно вызвать эффект "обвалившейся крыши". Это - состояние растерянности, которое возникнет у босса после того, как он получит неожиданное известие. Уверен, что такой поворот событий вовсе не входил в его планы.

Едва ли начальник захочет сражаться с "карьеристом" открыто, поскольку прекрасно понимает то, что потерпит в этой битве полное поражение. Хотя бы даже потому, что ему в отличие от такого неугомонного подчиненного есть что терять. Вероятнее всего инициативного сотрудника загрузят дополнительными обязанностями. Затем такому специалисту кто-то "случайно" сообщит о злопыхателях - подлинных или придуманных. В случае же слишком активных действий руководитель рискует вместо безропотного трудяги увидеть в своих рядах вполне оформленного "революционера". И тогда такой упорствующий либо попытается свергнуть своего "благодетеля" открыто, посредством обращений в вышестоящие органы, либо будет делать это тайно, путем многоходовой интриги. Последний сценарий выглядит значительно хуже, поскольку такие маневры, как правило, направлены на дискредитацию "благодетеля" и они нередко подразумевают сбор компромата с последующим анонимным сбросом последнего в прессу или его оппонентам.

И если вы и есть тот самый инициативный сотрудник, то вполне можете предсказать исход этой ситуации. Конечно же, ваш директор, узнав о том, что его подчиненный стал внештатным помощником депутата или получил степень кандидата наук, просто окажется в тупике. У него не останется иного выхода, кроме как заняться поиском приемлемого для вас кадрового решения. Возможно даже, что ему придется для этого выдумать какую-нибудь новую административную должность. Ну а вам самое время приступать к возведению другой, более высокой "крыши".

Сергей ВЫГОНСКИЙ
Дата опубликования: 27.07.2006


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=tech_carr&art=2404"

Ключевые слова статьи "СИНДРОМ Д'АРТАНЬЯНА, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ" (раздел "Технология карьеры"):

как сделть карьеру