НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
К семинару "Алхимия финансов"Экономический кризис в 30-х годах в СШАВ первой четверти 20 века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому, центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антантам вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории вечного процветания этого государства. Как потом выяснилось, что это оказалось "великой иллюзией". Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. Разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США. Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда в следствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К 1932 г. Промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44. Кризис вызвал массовую волну банкротства. За 1929 - 1933 г.г. потерпели крах 135 тыс. Торговых, промышленных и финансовых фирм, разорилось 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. Составили 3,2 млрд. Долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Неизбежное последствие циклического кризиса - ухудшение положение трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. Американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем в двое. Многие лишились жилья. Население голодало - только в Нью-Йорке в 1931 г. От голода погибли 2 тыс. Человек. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. На 36%, кукурузы - на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. За годы кризиса разорилось более 1 млн. Ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали - пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали. В США в этот период утвердилась философия "американского индивидуализма", не признающего государственного вмешательства в дела частного бизнеса, хотя в годы первой мировой войны оно применялось. Вступивший в 1929 г. На пост президента Герберг Гувер (1874 - 1964) первоначально ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины. Положение в стране ухудшалось - она была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (в 1931 - 1932 гг.), фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. Численность стачечников превысило миллион человек. В этих условиях в целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. Предпринял попытки государственного кредитования банков, промышленности, транспортных предприятий. Для этого была создана Национальная кредитная корпорация, с капиталом в 3,5 млрд. Долл., которая в январе в 1932 г. Была преобразована в Реконструктивную финансовую корпорацию. Для оказания помощи крупным фермерам организовано правительственное "Федеральное фермерское бюро". Задача этого бюро заключалась в поддержании уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Деятельность бюро не увенчалась успехом и в конечном итоге привела к дезорганизации рынка и дальнейшему разорению фермеров. Социальные противоречия продолжали обостряться. К марту 1933 г. Число безработных достигло 17 млн. Человек. Таким образом, обещание Гувера быстро преодолеть кризис оказалось невыполненным. Прежде чем продолжить описание событий в США в период самого глубокого кризиса, мы бы хотели более подробно остановиться на биржевом крахе в 1929 г. По мнению значительной части экономистов, основной причиной кризиса явился именно финансовый кризис на фондовом рынке. Мы не согласны с этим утверждением. Фондовый рынок является всего лишь определенным барометром состояния дел в экономике выраженным через курс акций. Долгосрочное снижение акций лишь констатирует ухудшение состояние дел в экономике. Повышение курса акций (за исключением некоторых случаев) является своего рода предоплатой компании. Если дела в экономике (прежде всего) идут хорошо, то и бизнес отдельной компании также развивается успешно. В этом случае инвесторы готовы сделать определенную предоплату, т.е. покупать акции компаний в расчете на получение прибыли в дальнейшем. В случае, когда ожидания инвесторов не оправдываются, то "искушенные" инвесторы выходят из игры, но основная часть под воздействием правила долгосрочного инвестирования продолжают "держать" акции. В том случае, когда наблюдается продолжительная отрицательная динамика, то начинаются массированные продажи акций, и этот процесс усиливается в том случае, когда инвесторы сделали большую предоплату компаниям (фундаментальные качества акции определенной компании не соответствуют положению дел. В связи с этим, порой не понятно почему инвесторы удивляются обвальному падению акций высокотехнологичных компаний, у которых показатель Р/Е до падения составлял более 100 - 120, при общепринятом значении в 20 - 22, который считается уже значительным). Дополнительной причиной кризиса на фондовом рынке, служит покупка акций в кредит в период бума (как правило показатель Р/E превышает 18 - 20). О чем думают инвесторы в тот момент не понятно. Не искушенным инвесторам можно посоветовать следующее: Следует различать инвестиции и спекуляции. Инвестиции - долгосрочно открытые позиции (более 1 года). Спекуляция - краткосрочная позиция. Долгосрочная позиция открывается в момент положительной динамики в экономике в целом и в компании в частности. Показатель P/E чем меньше, тем лучше. При его достижении 18 и более, инвестиционную позицию целесообразнее перевести в спекулятивную. Курс акции, у которой показатель P/E более 25 следует считать достаточно дорогой. Долгосрочную покупку акций в кредит следует производить в начале экономического цикла, когда Р/E менее 7. Вернемся к биржевому кризису 1929 г. Предвидя неизбежность падения прибылей и уменьшения дивидендов, акционеры многих компаний уже к осени начали лихорадочно продавать акции. В результате предложение ценных бумаг резко превысило спрос на них, что привело к падению их курсов. В этот период стоимость ценных бумаг на крупнейших биржах мира снизилась на 60 - 75%. Стремительный рост продажи ценных бумаг был вызван погоней за наличными деньгами для выполнения обязательств по платежам, массовой распродажей кредитными институтами (главным образом банками) ценных бумаг, находящихся у них в качестве залога под ссуды. Поскольку ценные бумаги - важная часть активов предприятий и фирм (особенно кредитных институтов и в первую очередь банков) и частных лиц, биржевой крах резко ухудшил их платежеспособность. Наряду с этим начала снижаться деловая активность, потребительский спрос и т.д. Биржевой крах охватил все крупные биржевые центры: Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, Франкфурт-на-Майне и другие. Наиболее сильное потрясение было в Нью-Йорке. В 11 часов утра 24 октября 1929 г. Началась паника на Уолл-стрите. До этой даты число акций, проданных на бирже в течение одного дня, никогда не превышал 8 200 тыс.; 24 октября было продано 12800 тыс. Акций. За несколько дней до потрясения биржу сильно лихорадило. Группа крупнейших нью-йорских банков все эти дни поддерживали дыхание биржи миллионами долларов. Известные экономисты, банкиры, государственные деятели (вплоть до президента Г. Гувера) заверяли страну, что промышленность и банки в превосходном состоянии, трудности вызваны "техническими форсированием предложения" в ожидании нового большого повышения курса ценных бумаг. (Следует вспомнить заверения Б.Н. Ельцина, за несколько дней до девальвации рубля, что ее не будет, хотя монетарный курс долл./руб. Находился на уровне 12 - 14 руб./долл., а фактический не более 6 руб./долл. Интересная ситуация наблюдается в настоящее время. Монетарный курс 17 - 18 руб./долл., а фактический 28, 65 руб./долл.). Джон Мейнард Кейнс, выдающийся западный экономист, подводя теоретический базис под оптимистические прогнозы, утверждал, что резкое падение курсов акций ликвидировало нездоровую спекуляцию, что кредит, поглощавший биржей, освободится для использования в производстве. Однако все дело было в том, что производство страны полностью удовлетворялось кредитом и имело значительные финансовые излишки, которые оно направляло для спекуляции на Уолл-Стрите. 29 октября в пароксизме спекулятивного ажиотажа на Нью-Йорской бирже из рук в руки перешли 16410 тыс. Акций. В этот день число проданных ценных бумаг было в два раза больше, чем в любой день до 24 октября 1929 г. Крах 24 и 29 октября уничтожил немало "бумажных" состояний. 50 млрд. Долл. как бы испарились в результате биржевой паники. Биржевой крах явился симптомом кризиса хозяйства США. С лета 1929 г. Наблюдалось перепроизводство в важнейших отраслях промышленности. Однако этому не придавалось особого значения, пока кризис не прорвался наружу. Государственная программа выхода из биржевого кризиса предполагала удешевление кредита резервными банками за счет снижения учетной ставки и покупки на рынке ценных бумаг, 4 - миллиардное капитальное строительство (3 млрд. - промышленные и железнодорожные компании, остальное - правительство), сокращение подоходного налога и другие меры. Одновременно пять крупнейших американских банков - Ситибэнка, Бэнк оф Америка, Морган Гаранти, Чейз Манхэтэн и Маньюфэкчюрерз Ганновер - начиная с октября 1929 г. И в течение нескольких месяцев осуществляли свою программу, периодически созывая секретные совещания. Банкирская пятерка во главе с Морганом, создав тайный союз железнодорожных магнатов, стала скупать акции за полцены точно так же, как накануне паники выбрасывала на рынок миллионы долларов. Однако ничто не помогло, и биржевой крах сдержать не удалось. Стоимость промышленных акций, котировавшихся на Нью-Йоркской бирже, сократилась с сентября 1929 г. До конца 1932 г. На 89%, что значительно превосходило падение курса ценных бумаг во время любого из кризисов за предшествующие 50 лет: 1883 - 1884 гг., например стоимость промышленных акций понизилась на 45%, в 1983 г. - на 55%, в 1906 - 1907 гг. - на 49%, в 1920 - 1921гг. - на 47%. Самые солидные акции упали больше чем наполовину в первые же месяцы кризиса, а к началу 1933 г. Некоторые из них понизились в 10 - 15 раз. Индекс этих акций, равнявшийся 452 в сентябре 1929 г., упал до 41,22 в 1932 г. Особо хотелось бы обратить на деятельность братьев Меллонов. Всю жизнь братья Меллоны работали бок о бок. Если старший, Эндрю, занимался в отцовском банке Т. Мellon & Sons теорией, то младший, Ричард, - практикой. Если Эндрю становился секретарем казначейства (министр финансов), Ричард оставался на хозяйстве. Если Эндрю настаивал на том, чтобы Федеральный резерв выдавал кредиты всем желающим купить акции на Нью-Йорской фондовой бирже, Ричард первым начинал использовать такую возможность. Если в первые два дня октябрьской биржевой паники 1929 г. Эндрю утешал публику и призывал ее к благоразумию, Ричард продавал акции. С 1933 г. Президентом США был избран Франклин Деланно Рузвельт (1882 - 1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из кризиса требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием "Новый курс Рузвельта". Не смотря на то, что "Новый курс" не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней заложены основы политики "Нового" курса. Отрицая политику "грубого индивидуализма" Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления "классового" мира внутри страны и доброго соседства с другими странами. Теоретической базой "Нового курса" стало учение выдающегося английского экономиста Д,М. Кейнса (1883 - 1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. В осуществлении "Нового курса" выделяют два этапа: первоначальный - с 1933 до 1935 гг. И второй этап - с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой системы. Для их оздоровления запрещался вывоз золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу 1933 г. Было вновь открыто 4/5 банков - членов ФРС, однако 2 тыс. Банков разрешение на это не получили. Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции - за первые 2 года "Нового курса" сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. Долл. В результате усилилась концентрация банковской системы - число банков сократилось с 25 тыс. До 15 тыс. Для увеличения финансовых ресурсов государство и расширения его регулирующих функций в это период США отказались от золотого стандарта, изъяли из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. Золотое содержание долл. снизилось на 41%. Заслуживает внимание метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация долл. затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Был найден оригинальный способ. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс долл. по отношению к золоту. До конца 1933 г. Золота было закуплено на 187, 8 млн. Долл. Это искусственно снизило курс долл. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. Наверное, в России идея о передачи золотого запаса из ЦБР в структуру подконтрольную правительству взята из американского опыта. Может быть идея и хорошая, но вероятнее всего низшая точка кризиса пройдена более 2 лет назад, и в настоящий момент, затея пустая и не к чему позитивному не приведет. Многие российские чиновники, предлагающие столь радикальное решение не совсем правильно понимают суть золото валютных резервов ЦБР. Необходимо сосредоточиться на решении более важных задач (легальная и нелегальная утечка капиталов, изменение структуры экспорта, в сторону увеличения готовой продукции, урегулирования внешней задолженности, стимулирование производства и потребления и т.д.), нежели чем перекладывать резервы из одного зашитого кармана в другой не зашитый (по определению и опыту). В начале 1934 г. Был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхования банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов способствовало предотвращению банкротства, повышало доверие вкладчиков. Центральное место в мероприятиях "Нового курса" отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. Был принят один из двух наиболее важных законов - закон о восстановлении национальной промышленности. Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы "Дженерал моторс", "Стандарт ойл", от группы Морган и других акционеров), а также экономисты деятели Американской федерации труда. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался "на кодексы честной конкуренции", в которой устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г. Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. Долл.. В числе других мер борьбы с безработицей были создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18 - 25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. Человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. К 1935 г. Лагеря были расширены вдвое и в них побывало 3 млн. Человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвычайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительным - на них к январю 1934 г. Было занято 5 млн. Человек. Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: "В истории закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом". Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. Они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. Производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития "Нового курса" они создали специальную организацию "Лигу американской свободы". Поэтому 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиции идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти "государственный социализм"; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г. Сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась. Второй важный закон - закон о регулировании сельского хозяйства - Конгресс США принял в начале 1933 г. В канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация Регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе: Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсацию и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры, существовавшие цены на зерно делали более выгодными его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. Достигла 12 млрд. Долл. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. Долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933 - 1935 гг. Получили кредиты на сумму более 2 млрд. Долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась. Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. Акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. Голов рогатого скота и 6,4 млн. Голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Выше перечисленными методами удалось к 1936 г. Поднять доходы фермеров на 50%. (Читая о постоянной проблеме в перепроизводстве зерна в США, становится понятным, почему благодаря некоторым чиновникам в бывшем СССР, лобировались постоянные крупные закупки зерна у США. Часть зерна оплачивалась, а другая часть формировала кредиторскую задолженность СССР. США решали свои проблемы: занятость, гарантированные закупки у фермеров и др. И ими было найдено отличное экономическое решение - вместо уничтожения зерна, его продавали государству, которое в принципе, без особых усилий могло полностью обеспечивать свои потребности в данном виде продукции). В 1935 г. В политике "Нового курса" обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933 - 1939 гг. Бастовало более 8 млн. Человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали "сидячие стачки", когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали образованию профсоюзов даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введение федеральной системы социального страхования. В 1936 г. Произошло сплочение всех рабочих организаций и они влились в единый Рабочий альянс Америки. В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления "Нового курса" в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вангера, биль которого был внесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В биле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Рабочее законодательство 30-х гг. - серьезный успех борьбы американских рабочих. Все меры, проведенные "Новым курс", сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США. Оценивая "Новый курс", следует отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственного-монополистического капитализма (ГКМ) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГКМ. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. В то же время "Новый курс" нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. В результате политики "Нового курса" в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики - промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала. Проведение "Нового курса" не было безболезненным. Против "Нового курса" выступили приверженцы старых методов антирабочего законодательства - представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция "новому курсу" усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся. В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что "бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся". В современных условиях, не все экономические решения, эффективно "сработавшие" в то время, помогут решить сложные экономические задачи, возникшие как в России, так и на Западе. По нашему мнению, в ближайшие 5 - 10 лет, в случае возникновения глубокого мирового кризиса, появится новое направление в экономической науке, которое будет сочетать несколько различных направлений данной области. Крединс Н.Е. Дата опубликования: 30.06.2006
|
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|