Статьи по психологии
Характер как модель поведения
Человек рождается и формируется как личность в семье, которая наряду с биологическими и социальными факторами влияет на его развитие. С точки зрения психоаналитических теорий формирование личности проходит определенные психосексуальные этапы развития, сопровождающиеся присущими каждому из этих этапов кризисами. То, насколько успешно человек будет преодолевать на каждой стадии развития данные кризисы, во многом определяют родители, их воспитание и подсознательные установки относительно ребенка.
Характер и темпераментВлияние матери на ребенка трудно переоценить. Если мать реализована как женщина в сексуальном плане, продолжает развиваться и реализовываться как человек творческий, интеллектуальный, духовный, ее отношения с мужем и окружающими позитивные, а ребенок был желанным, то можно предположить, что и малыш будет здоровым, красивым, счастливым и удовлетворенным.
Рассмотрим ранние стадии психосексуального развития ребенка с точки зрения биоэнергетического психоанализа и то, как родители могут повлиять на формирование характера и определенных структур его тела.
Характер — явление по сути патологическое, ибо является набором паттернов (моделей) поведения, закрепленных с детства и заставляющих человека действовать конкретным предопределенным способом, а не реагировать на событие спонтанно и действовать адекватно реальности. Эмоциональное здоровье — это способность индивида целиком включаться в свои действия.
В течение первого года жизни ребенок проходит первую стадию психосексуального развития — оральную, т. к. основным источником получения удовольствия является его рот и процесс сосания. Очень важно, чтобы мать как можно дольше кормила малыша грудью, передавая ему тем самым не только молоко, но также любовь и эмоциональную поддержку. Что же происходит в случае, если ребенок был фрустрирован (тревожность + обида + неудовлетворенность) и депривирован, то есть не получил столько внимания, любви и заботы, сколько ему было на самом деле нужно, если ребенку мать в воспитательных целях дает как следует поплакать (например, приучая спать отдельно от нее, не откликается на его просьбу о внимании)? Когда стремление ребенка к матери подавлено раньше, чем удовлетворены его оральные потребности, в результате внутреннего ощущения депривации формируется так называемый оральный характер.
Взрослые с таким характером отличаются следующими характеристиками:
a) внешние физические проявления — плоская грудь, мягкий живот, ригидные (слабые) ноги, женская грудь может быть большой, обвисшей и вялой;
b) поведенческие характеристики — желание поговорить и удовольствие от этого; стремление рассказывать о себе, как правило, выставляя себя в выгодном свете, оказываться в центре внимания; желание добиваться от окружающих внимания, интереса и любви; высокий вербальный интеллект; преувеличенное "я"; частая депрессия (то мания величия, ощущение избранности, превосходства над окружающими, то всплеск отчаяния от одиночества и беспомощности); мотивация избегания неудач; чувство внутренней пустоты вплоть до возможных расстройств, связанных с едой, — например булимия, т. е. патологическое переедание как средство заполнить внутренний вакуум; одиночество в любовных отношениях; головные боли (из-за напряженности головы и шеи); страх упасть (в детстве и позднее снятся кошмары о падении); привычка начинать движение вперед с головы, опора на пятках; склонность “витать в облаках”, "парить наверху", недосягаемость; нарциссизм; бессознательное "я не могу". Если их принимают и любят — они расцветают, при неблагоприятных же условиях — раздражаются.
Далее человек переходит на вторую стадию развития — анальную. В период с 1 года до 3 лет ребенка начинают приучать к опрятности, то есть к горшку, и особое внимание уделяется дефекации. Если мать не дает идти естественному процессу научения ребенком контролировать свои выделения, а наказывает его, стыдит, насмехается, шлепает, т. е. чрезмерно акцентирует его внимание на функциях кишечника, то может сформироваться анальный характер, в биоэнергетическом психоанализе названный как мазохистский. Мазохист — человек, который в детстве был глубоко унижен.
Такие люди во взрослом состоянии демонстрируют следующие паттерны поведения:
1 тип: мазохистский характер
a) внешние физические проявления — крупное тело, хорошо развитая мускулатура, короткая шея;
b) поведенческие характеристики — стремление жаловаться; склонность к самобичеванию; центральная тенденция — потребность в получении удовольствия от страха или переживания чего-то такого, что другие воспринимают как неудовольствие. Под мазохистским поведением скрыты ненависть и злоба; энергия концентрируется в области таза, нежные чувства — в животе, агрессия — в ягодицах и бедрах. Повышенный контроль сознания; бессознательное "я не хочу".
2 тип: мазохистский характер
a) внешние физические проявления — лицо имеет выражение невинности и наивности, кажется смущенным и глупым;
b) поведенческие характеристики — субъективное ощущение страдания и несчастной судьбы и отсюда потребность жаловаться; глубокое недоверие к миру; тенденция жалобами спровоцировать других на агрессию либо вызвать их расположение ("смотри, какой я жалкий, почему ты меня не любишь?"); преувеличенная чистоплотность; обидчивость и стремление к обвинениям; чувствительность; проницательность; тревожность; ощущение упадка сил; сильная потребность в одобрении; пониженная духовность; сниженная агрессия; склонность к нытью — душа плачет, желая освободиться.
В период с 3 до 5 лет ребенок проходит фаллическую стадию развития. В этом возрасте дети начинают испытывать сексуальную привязанность ко взрослым. Первыми людьми, которые привлекают внимание ребенка в этом плане, становятся родители. Физический контакт с ними ребенок целиком переживает как сексуальный. Эротичную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал "эдиповым комплексом" для мальчиков и "комплексом Электры" для девочек. Главным на этой стадии является разрешение или освобождение от данного комплекса. Нарушения данного комплекса способствуют формированию истеричного характера у женщин и фаллически-нарцис-сического у мужчин.
Главная особенность истеричного характера — это явно выраженное сексуальное поведение и специфическая телесная подвижность с отчетливым оттенком сексуальности. Женщин с такой структурой характера легко заметить по кокетству походки, взгляда и речи.
Истеричный характер страдает от обиды, связанной с любовью, возникшей в детском возрасте по отношению к отцу, который, разумеется, не может на нее ответить. Сексуальные импульсы ребенка подавляются, а так как ребенок еще не различает любовь и сексуальность, то воспринимается это как отвержение любви. Если отец негативно реагирует на проявление нежных чувств своей маленькой дочки, она испытывает боль, к которой постепенно учится быть менее уязвимой. При этом ребенок словно деревенеет, пытаясь дать понять: "Я не буду показывать, что люблю тебя, а ты не будешь причинять мне боль тем, что меня отвергаешь". Гордость — установка, выражающая это чувство. На формирование истеричного характера влияет также желание матери, чтобы девочка "всем понравилась", для чего от нее требуется то-то и то-то.
Истеричный характер (женский):
a) внешние физические проявления — спина ригидная, прямая, не гнется, шея зажата, таз отведен назад и зажат. Ригидность груди и живота. Может выглядеть как "куколка";
b) поведенческие характеристики — сексуальная покорность, скрывающая агрессивную установку (поведение по схеме: поддразнивание, сопротивление и смирение); флирт, кокетство, которое женщина может даже не осознавать; множество любовных связей; непреклонная гордость (чтобы не отвергли) и решительность (внешне проявляется в застывшей челюсти); мышечное напряжение, образующее "панцирь"; бессознательное чувство глубокой обиды; отсутствие умения как давать, так и брать, неспособность адаптироваться; приступы истерии.
Мужчины от истерии, как правило, не страдают. Им свойственно проявление так называемого фаллически-нарциссического характера. Когда родители взваливают на мальчика свои проблемы, жалуются на несчастья, то единственным выходом для ребенка становится решение не огорчать их и принести в дом счастье. Отсюда появляется стремление к успеху, единственной целью которого было удовлетворение желания родителей, попытка получить их любовь и одобрение (прежде всего от матери). Авторитарные родители, подавляющие личность ребенка, запрещающие ребенку мастурбировать, не дают ему высвободить естественную сексуальную энергию, которую он переводит в агрессивные действия. Такой характер формируется также в случае, когда сильному половому влечению противопоставлено суровое религиозное воспитание.
Взрослея, такие мужчины хвастаются своими сексуальными подвигами, сильно их преувеличивая, чтобы скрыть конституциональную слабость. Они, как правило, получают мало удовольствия от сексуальных переживаний и страдают преждевременной эякуляцией.
Фаллически-нарциссический характер (мужской):
a) внешние физические проявления — тяжелая, агрессивная, выдвинутая вперед нижняя челюсть, широкие плечи, узкая талия; тело производит впечатление силы и твердости;
b) поведенческие характеристики — самоуверенность, высокомерность, энергичность, выразительность; "я" — твердое, негибкое и холодное; агрессивная храбрость, амбициозность; успешность и стремление к ней; страх неудачи; хвастовство завоеваниями и силой (много половых актов, но это означает невозможность получить удовлетворение сразу); утрирование мужского поведения, преувеличенная маскулинность, тип мачо.
Представленные выше характеры являются по сути неврозами — нарушениями отношений человека с реальностью. Невротические паттерны поведения можно диагностировать и классифицировать. Но в жизни чаще встречается смесь невротических тенденций, и характерологический диагноз зависит от того, какой фактор доминирует в личности и определяет ее поведение. Александр Лоуэн (основатель биоэнергетического анализа) утверждает, что "редко встретишь человека, в структуре характера которого не было бы некоторых черт, возникших из-за депривации (неудовлетворенности) на оральном уровне, мазохистской нежности, связанной с подавлением "я", некоторой ригидности или всего этого вместе".
Главное, чтобы родители осознавали лежащую на них ответственность за формирование личности ребенка и степень своего влияния на развитие этой личности. Ребенку нужны любовь и внимание, забота и эмоции. Не нужно слушать "мудрых" советов, что можно избаловать ребенка любовью, — это неправда! Никакие материальные блага не заменят ребенку родительской любви. Нужно принимать своего ребенка таким, каков он есть, не вмешиваться в естественный ход вещей, не торопить развитие только потому, что так надо, так принято, и люди вокруг восхитятся — какой он у вас воспитанный. Счастливый ребенок — это здоровый ребенок. Удовлетворенный ребенок — красивый, румяный, с блестящими глазами, смелый и открытый. В руках родителей возможность сделать своего ребенка таким.
О. Шунина, психолог
Дата опубликования: 14.10.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2335" |
|