добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 21.09.2011

Любимые занятия мои - это читать и обдумывать разного рода информацию, начиная от книг про человеческую психологию и заканчивая регулярным просмотром сайтов и блогов, где ведётся обсуждение прогнозов и уже свершившихся интересных событий на всей планете Земля...то-есть моё внимание привлекает почти любой абзац текста, содержащий полезную практически или в теории инфу, на мой взгляд. Люблю выслушивать людей про их проблемы и жизнь. Как сделать деньги на таких интересах?

Анжелика

Устроиться в банк аналитиком.


Подскажите, как организовать в школе экономическую игру?
На что обратить внимание? Может ли школьная игра быть близкой к реальности ? Что для этого нужно?
Спасибо

Даниил

Для начала Вам следует ознакомиться с кратким введением в Деловые игры. Затем начните с определения ее темы и целей. Определите характер имитируемой деятельности, характер управления, состав инстанций, условия обстановки. Учебные цели Вы должны точно определить, ответив себе на вопросы:

ДЛЯ ЧЕГО эта игра?

ДЛЯ КОГО эта игра?

чему именно следует обучать?

какие результаты ожидаются в итоге?

Не забывайте, что поставленная Вами цель игры отличается от целей ее участников. Учебную цель ставите перед собой Вы как руководитель игры. Участники же ставят перед собой цели в соответствии со своими игровыми должностями. Обычно участникам игры до момента ее разбора не следует знать Ваших целей игры и Ваших критериев, так как это может повлиять на их действия.

Теперь переходите к динамике. Для того, чтобы понимать динамику группы, Вам необходимо пройти курс ШЭЛ "Лидерство в малых группах". На основе возникшего понимания динамики Вы можете определить этапы игрового процесса - на каком этапе достигается какая из Ваших целей. На этой основе Вы можете разработать план игры.

Подготовка и проведение игры включает этапы:

  • разработка проспекта;
  • прогноз групповой динамики;
  • разработка сценария;
  • разработка программного обеспечения с контрольным примером по сценарию;
  • составление методических материалов;
  • разработка задания;
  • экспериментальное проведение деловой игры;
  • разбор деловой игры.

В проспект Вы можете включить название деловой игры и ее общие учебные цели, исходную обстановку с указанием состава объектов управления в игре, суть ситуации и динамики ее изменения, основы составления общих и частных моделей игры, которые включают перечень необходимых технических и финaнсово-экономических расчетов, выполняемых ее участниками, методику использования оргтехники участниками деловой игры и аппаратом руководства. Здесь же Вы определяете состав участников и их роли, определяете им последовательность и сроки разработки материалов игры.

На основе проспекта и прогноза групповой динамики разрабатывается сценарий игры – основной документ для ее проведения. Игра разбивается на фрагменты, каждый фрагмент разбивается на эпизоды. Описывается содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель. Составляются тексты мессаджей, с помощью которых участники игры вводятся в обстановку. Определяется, кому, в каком виде и когда вручается каждое информационное сообщение. Анализируется время, необходимое участникам игры на оценку обстановки, обсуждение, выполнение расчетов и на принятие решений.

Затем Вы формируете программное обеспечение игры, включающее операционную систему, необходимые приложения и программы, специально разработанные для конкретно этой игры.

Теперь Вам надо написать задание на деловую игру, где участникам заранне сообщаются:

  • Описание контекста игры: краткая характеристика условий, в которых находится моделируемая система (ТВД, рынок, организация, государство, техническая система) и ее отдельные элементы. Это даст возможность участникам игры принимать конкретные исходные решения в соответствии со своими ролями-должностями.
  • Справочные данные о состоянии системы в целом и отдельных ее элементов: климатических и природных условиях, коммуникациях, материально-техническом обеспечении, возможностях сбыта продукции, кадровом составе и прочих существенных факторах.
  • В задании даются также организационные указания, то есть определяются должности играющих, состав руководства, кто из играющих какую работу должен выполнить к началу и в процессе игры, какие материалы разработать, кому и когда их представить.
  • Список литературы, которую участники должны изучить к началу игры.

Методические материалы - развёрнутое описание действий руководителя с момента вручения задания участникам и до ее окончания. На основании сценария эпизод за эпизодом подробно описываются ожидаемые варианты действий участников игры с вероятными мотивировками этих действий, пояснениями всех расчетов. Здесь Вам понадобится знание групповой динамики. Политика ведущего игры определяется последовательностью эпизодов сценария и выполнением конкретных расчетов по соответствующим алгоритмам вручную или с использованием компьютеров. Указывается порядок анализа выходных данных (результатов расчета).

Завершает процесс подготовки определение места проведения деловой игры и потребностей в материальном обеспечении.

Итак, Вы завершили подготовку и начинаете проведение игры. Начинаете с объявления темы деловой игры. Если было предусмотрено, что играющие должны оценить обстановку и подготовить на момент начала игры свои решения, то, в начале игры участники кратко излагают обстановку и объявляют свои решения. Если нет - то Вы просто описываете обстановку и даете время для ее анализа.

После этого начинается проведение деловой игры в соответствии с планом - фрагмент за фрагментом, эпизод за эпизодом, выдерживая временнУю последовательность в соответствии со сценарием и исходя из складывающейся ситуации и действий участников игры. Темп игры должен быть достаточно высоким, что возможно при интенсивной работе участников. Контакты участников друг с другом по ходу выполнения отдельных фрагментов должны устанавливаться в порядке должностных отношений, соответствующих деловой игре.

Если то или иное решение по Вашему мнению недостаточно обосновано или неверно, то с помощью вводных исходных данных Вы можете побуждать участников произвести необходимую корректировку. Розыгрыш очередных эпизодов начинается с объявления итоговых данных по предшествующим событиям.

В процессе управления игровой динамикой Вы должны внимательно наблюдать за действиями участников игры, фиксировать все решения, учитывать время и взаимодействие отдельных групп и участников. На основе теоретической подготовки Вы можете анализировать решения и действия участников игры путем соответствующих расчетов и оценок. С позиций групповой динамики и общей цели следует всё время оценивать промежуточные решения играющих, корректировать план проведения игры путем подготовки и вброса соответствующих вводных исходных данных.

Фрагменты, эпизоды и вся игра заканчиваются по мере достижения соответствующих промежуточных или окончательных целей. Она завершается декларацией заключительных решений ее участников.

После этого начинается "разбор полётов". Проводить его надо на результатах числовых расчетов и примерах реальной жизненной практики, как на семинарах МВА. Разбор начинается с разоблачения Ваших целей. Вы оглашаете также базовые представления, на которых основываются Ваши оценки. Затем исторический этап, когда в хронологическом порядке обсуждаются решения участников, их ошибки и предполагаемый правильный порядок действий, чтобы избежать допущенные ошибки. Цель разбора - втюхать участникам, как им надо было оптимально действовать в конкретных условиях обстановки, созданной в деловой игре. Можно также и индивидуально оценки действий всех или ключевых участников деловой игры.

Вот Вам вкратце методика проведения обучающей игры. Если Вам кажется, что подготовительный этап слишком велик, Вы по поыту убедитесь в его необходимости. Конечно, я сам трачу мало времени на подготовку и веду обычно игру по интуиции, опирающейся на 25 лет опыта. Но я не видел, чтобы это получалось ещё у кого-либо, поэтому рекомендую тщательно подготовиться.


Ключевые слова статьи:

методика проведения деловой игры