Статьи по психологии
Теория и практика проведения дыхательных сессий холотропной психотерапии (4)
Приведем схематическую классификацию трансперсональных переживаний.
Расширение опыта в пределах общепринятой реальности, пространства и времени.
I. Выход за пределы пространственных границ.
a) переживание двуединства;
b) отождествление с другими людьми;
c) отождествление с группой и групповое сознание;
d) отождествление с животными;
e) отождествление с растениями и ботаническими процессами;
f) единство с жизнью и всем творением;
g) переживание неодушевленной материи и неорганических процессов;
h) планетарное сознание;
i) внеземные переживания;
j) отождествление со всей физической вселенной;
k) парапсихические феномены, выходящие за пределы пространства.
II. Выход за пределы линейного времени.
a) внутриутробные переживания;
b) опыт предков;
c) опыт расового и коллективного бессознательного;
d) переживания прошлых воплощений;
e) филогенетические переживания;
f) переживания планетарной эволюции;
g) переживания космогенеза;
h) парапсихические феномены, выходящие за пределы времени.
Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени.
a) спиритические и медиумические переживания;
b) энергетические феномены тонкого тела;
c) встречи с духами животных;
d) встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими существами;
e) посещение других вселенных и встречи с их обитателями;
f) переживание мифологических и сказочных сюжетов;
g) встречи с божествами;
h) переживание универсальных архетипов;
i) интуитивное понимание универсальных символов;
j) творческое вдохновение;
k) опыт Демиурга и переживание космического творения;
l) опыт космического сознания;
m) сверхкосмическая и метакосмическая пустота.
Трансперсональные переживания на границе между внутренним миром и внешней реальностью.
I. Синхронные связи между сознанием и материей.
II. Спонтанные психоидные явления.
a) сверхнормальные физические способности;
b) спиритические феномены и физический медиумизм;
c) повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
d) неопознанные летающие объекты (НЛО-феномены).
III. Намеренный психокинез
a) ритуальная магия;
b) целительство и ведовство;
c) сиддхи (психические силы);
d) лабораторный психокинез.
Исследователи, серьезно изучившие и/или пережившие эти феномены, понимают, что попытки
Традиционной психиатрии отвергать их как незначимые плоды воображения или пустые фантазии, порождаемые патологическими процессами мозга, поверхностны и недостаточны.
Хотя трансперсональные переживания и возникают в процессе глубокого индивидуального самоисследования в холотропной терапии, их невозможно интерпретировать как чисто интрапсихические явления в общепринятом смысле слова. С одной стороны, они образуют непрерывный эмпирический континуум с биографическими и перинатальными переживаниями. С другой - они, по-видимому, непосредственно, без помощи органов чувств, подключаются к источникам информации, явно находящимся вне традиционного доступа человека.
Существование и природа трансперсональных переживаний нарушают некоторые наиболее фундаментальные предположения механической науки. Они требуют признания таких кажущихся абсурдными представлений, как относительность и условность всех физических границ, непространственные связи Вселенной, коммуникация посредством неизвестных средств и каналов, память без материального субстрата, нелинейность времени; сознание, связанное со всеми живыми организмами, в том числе с низшими животными, растениями, одноклеточными и вирусами, и даже неорганической материей.
Трансперсональные переживания занимают специальное место в картографии человеческой психики. Уровень психоаналитических воспоминаний и индивидуального бессознательного является чисто биографическим по своей природе. Перинатальная динамика представляет собой как бы пересечение границ между личным и трансперсональным. Это отражается в ее глубокой связи с рождением и смертью - началом и концом индивидуального человеческого существования. Трансперсональные феномены обнаруживают связи между индивидом и Космосом, которые пока выходят за пределы нашего понимания. Можно лишь сказать, что в процессе развертывания перинатального уровня возникает странная, напоминающая ленту Мебиуса, петля, в которой глубокое самоисследование оборачивается эмпирическим постижением Вселенной в целом, включая космическое сознание и сверхсознательную разумность.
Методика проведения сессии холотропной терапии.
Проходить сессию лучше в положении лежа с закрытыми глазами. Тип дыхания, применяемый в этой методике можно описать следующими параметрами: это дыхание
- в два раза чаще обычного;
- в два раза глубже обычного;
- без паузы между вдохом и выдохом;
- с форсированным выдохом.
Нужно всецело сосредоточиться на эмоциональных и физических ощущениях, вызванных дыханием и музыкой, полностью им довериться, без какого-либо интеллектуального обсуждения. Общая установка - просто созерцать возникающее, отмечать его и позволять свободно происходить всему, что происходит.
Участники сессии должны быть одеты в свободную одежду (лучше всего в спортивный костюм). Необходимо снять все, что затрудняет дыхание или мешает свободному проявлению и работе с телом. Это включает очки, контактные линзы, вставные челюсти, тяжелые серьги и клипсы, браслеты, ожерелья, пояса, часы и т.д.
Источник: Институт психологического консультирования "Теменос"
Александр Губин
Дата опубликования: 22.04.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2172" |
|