Технология карьеры
Дистанционное обучение - новые возможности для ВУЗов
В России сегодня нет ни одного вуза, дающего полноценное Интернет-образование. Соответственно, нет в стране и ни одной специальности, по которой организовано дистанционное обучение. В тоже время в США, например, Массачусетский технологический институт (MTI) открыл бесплатное дистанционное образование по шестидесяти дисциплинам, включая химию, инжиниринг, историю, математику, управление и политические науки. В ближайшее время Интернет-обучение в MTI, будет организовано еще по двум тысячам (!) дисциплин.
Отставание в области дистанционного обучения грозит российским вузам потерей конкурентоспособности и даже вытеснением с рынка. Тем не менее, еще не все потеряно - так считают участники совещания "Проблемы дистанционного обучения", состоявшегося 3 марта 2005 года в Центре развития информационного общества (РИО-Центре). По мнению экспертов, дистанционное обучение создает новые возможности для эффективной работы отечественных университетов на рынке образовательных услуг.
Один из организаторов совещания - исполнительный директор "Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки" Ирина Ретинская предложила специалистам обсудить нынешнее состояние дистанционного обучения в России и перспективы его развития в условиях глобализации и присоединения к ВТО. С докладами в РИО-Центре выступили ведущие эксперты в области дистанционного обучения и Интернет-образования:
- директор Российского государственного института открытого образования Василий Солдаткин (доклад "Проблемы развития дистанционного обучения в России");
- проректор по науке и информатизации Московской финансово-юридической академии Сергей Лобачев (доклад "Опыт практического внедрения Российского портала открытого образования в практику учебных заведений страны");
- декан общеинженерного факультета дистанционных технологий и директор Центра дистанционного обучения Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ) Марина Нежурина (доклад "Обеспечение качества дистанционного обучения: проблемы и пути решения").
По мнению участников обсуждения, дистанционное обучение является для российских вузов своеобразным вызовом со стороны развивающихся систем образования в других странах. Как считает Василий Солдаткин, большинство отечественных вузов работают так же, как и полвека назад, - то есть без учета радикальных изменений жизни людей и возможностей новых информационных технологий.
Между тем в мире уже сложился новый подход к построению учебных систем и систем образования. Эти системы адаптируются к образу жизни людей и создают "неразрывный континуум" образования "от колыбели до гроба" на основе управления главным ресурсом жизни - "портфелем времени". В новых условиях меняется и роль преподавателя - из строгого ментора он превращается в "навигатора информационного мира", инструктора, наставника и информационного посредника.
Главным профессиональным умением преподавателя становится не ораторское мастерство, а способность разрабатывать и использовать открытые методы преподавания. Преподаватель как "маклер по руководству" должен уметь:
- помочь студенту искать свой путь в информационном лабиринте;
- адаптировать большой объем информации для принятия решения о направлении действий на будущее;
- развивать способности для информационного менеджмента и анализа информации.
Процессы глобализации являются одним из главных факторов, влияющих на изменения в жизни российских вузов. Глобализация экономики и транснациональное размещение производства формируют экстерриториальные требования к качеству рабочей силы, а, значит, и к качеству общего, профессионального образования. В свою очередь, экстерриториальные требования к качеству образования создают универсальные требования к качеству университета - его учебным планам и программам, учебникам, преподавателям и технологиям обучения.
Нынешнее состояние российской высшей школы далеко от идеала и не соответствует новым требованиям глобальной конкуренции. В России продолжается старение научно-педагогических кадров: за последние 10 лет средний возраст кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докторов наук - с 54 до 62 лет. Студенты московских вузов прогуливают в среднем каждое третье занятие, причем 45% опрошенных студентов объясняют прогулы тем, что им не интересно учиться. Около 58% выпускников вузов не желают работать по специальности, а 80% к моменту окончания вуза уже имеют опыт работы, причем две трети "подрабатывают" не по специальности. Около 40% выпускников не могут найти работу по специальности, до 80% обладателей дипломов сельскохозяйственных вузов не работают на селе, половина выпускников педагогических и медицинских вузов работают не по специальности. Около 15% выпускников "Физтеха" (МФТИ) сразу уезжают работать за границу. Утечка умов наносит России экономический ущерб в размере около $50 млрд. в год.
Практическим воплощением глобальной конкуренции является процесс присоединения России к Всемирной торговой организации, предполагающий, в частности, предоставление иностранным университетам возможности создания филиалов в стране, возможность экспорта учебных продуктов и программ. В условиях ВТО сфера образования развивается так же активно, как и сфера крупного финансового бизнеса. Идет укрупнение вузов для завоевания доли мирового образовательного рынка, создаются глобальные "всемирные университеты", которые считают своей миссией подготовку рабочей силы транснационального качества.
Глобализация университетов ведет к глобализации учебных планов и программ. Реальностью становится такие понятия, как "экстерриториальный преподавательский состав", "виртуальная кафедра", "международная сертификация", "международная мобильность студентов и преподавателей", "международная образовательная программа", "глобальный учебный план". Одновременно крупные транснациональные компании создают собственные корпоративные университеты. Аналогами таких учебных заведений в России являются новые корпоративные университеты, создаваемые ОАО "Северсталь", ОКБ "Сухой", "Морион", "Уралкалий", "АВИСМА", "Камкабель", "ЛУКОЙЛ" и другими компаниями.
Необходимость развития отечественного образования в соответствии с мировыми тенденциями осознана сегодня и на уровне государства. В России, в частности, разработана "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", которая ставит задачу активного использования технологий "открытого образования". Реализуется федеральная программа "Электронная Россия", предполагающая создание нормативной и правовой базы информатизации образования и развитие системы дистанционного обучения. Действует федеральная целевая программа "РЕОИС" - "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".
Одним из примеров использования методов дистанционного обучения является опыт внедрения Российского портала открытого образования (OPENET.RU) в практику учебного процесса российских вузов. Портал открытого образования представляет собой однородную структуру с общей технологической базой (единством инструментария, форматов, технологий, нормативной базы). Структурно портал состоит из виртуальных представительств учебных заведений, виртуальных университетов и консалтингового центра (как центра создания, эксплуатации и развития среды).
Портал открытого образования обеспечивает необходимые системообразующие функции (статистика и каталогизация), а также совместимость с международными образовательными стандартами и рекомендациями. Возможности Российского портала открытого образования используются сегодня в учебных процессах МИГАИК (Московский государственный университет геодезии и картографии), Омского, Тверского, Воронежского, Иркутского государственных университетов и в других вузах.
Как пояснил Сергей Лобачев, при разработке Российского портала открытого образования создана универсальная модель представления информации в образовательных системах, программное обеспечение, метаописания информационных ресурсов. В последнее время в работе над порталом произошел качественный переход - от создания и наполнения инфраструктуры к ее использованию в учебном процессе. Сегодня в портале открытого образования объединено более 120 серверов, на которых размещены материалы более 270 учебных курсов по более чем тысяче специальностей.
Марина Нежурина, декан общеинженерного факультета дистанционных технологий и директор Центра дистанционного обучения МИЭМ, уверена, что одной из самых важных проблем развития дистанционного обучения в России является проблема качества. Под качеством образования М. Нежурина понимает качество ресурсов (человеческих, образовательных, материально-технических), процессов и результатов. Обеспечить необходимый образовательный уровень должна специальная научно-обоснованная система его контроля. Новая система контроля качества станет своего рода реакцией на рост сегмента дистанционного обучения и обострение конкуренции, которые требуют "сертификации для обеспечения качества обучения и совместимости технологических стандартов".
Важной проблемой правового обеспечения дистанционного обучения Марина Нежурина считает несоответствие лицензионных нормативов, аккредитационных требований и процедуры оценки качества выпускников (при аттестации вуза) особенностям дистанционного обучения.
Международный опыт говорит о том, что необходимым инструментом, гарантией качества услуг и документации, является сертификация. В связи с этим в России необходимо создать систему аттестации и сертификации специалистов для дистанционного обучения. Кроме того, должны быть созданы системы сертификации электронных курсов, сертификации системы управления учебным процессом (аналог зарубежных Learning Management System), а также система аккредитации провайдеров - то есть разработчиков курсов и учебных заведений.
Мнение Марины Нежуриной о необходимости государственной сертификации и аккредитации поддерживают далеко не все специалисты по дистанционному образованию. В частности, ректор Института бизнеса и права Эдвард Абгарян считает, что эффективным стимулом обеспечения качества является не аккредитация и сертификация, а условия конкуренции вузов на рынке образовательных услуг. Эдвард Абгарян уверен, что университеты, не способные обеспечить высокое качество образования, будут вытеснены с рынка.
В то же время, по мнению участников совещания в РИО-Центре государственный контроль целесообразен в тех университетах, где системы дистанционного обучения были созданы за счет средств госбюджета. По словам Василия Солдаткина "российскому государству следует постепенно выходить из сферы определения стандартов профессионального образования". Стандарты должны разрабатываться университетом и согласовываться, прежде всего, с работодателями будущих выпускников, а не межвузовскими учебно-методическими объединениями, в рамках которых происходит лоббирование тех или иных дисциплин со своими так называемыми "дидактическими единицами".
Дискуссию участников совещания вызвали также особенности дистанционного преподавания технических и гуманитарных дисциплин.
По мнению Марины Вайндорф-Сысоевой (директора Института дистанционного образования Московского областного университета) и Александра Андреева (замдиректора Российского государственного института открытого образования), организация дистанционного обучения ставит перед преподавателями и студентами новые педагогические и психологические проблемы. В тоже время проректор Московской финансово-юридической академии Сергей Лобачев считает, что драматизация педагогических особенностей дистанционного образования является надуманным аргументом, позволяющим преподавателям уклоняться от новых форм обучения студентов.
Василий Солдаткин уверен, что для научно обоснованного педагогического обеспечения учебного процесса в Интернет требуется разработка новой отрасли педагогики - "Электронной педагогики". При этом главной проблемой должна стать не доставка содержания, а само содержание обучения и его цель.
Источник: politcom.ru
Михаил Сергеев
Дата опубликования: 12.07.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=tech_carr&art=2165" |
|