К семинару "Алхимия финансов"
ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Частные инвестиции
Помощь развивающимся странам
Назревшие реформы
Углубляющаяся глобализация производственных процессов и финансовой сферы радикально изменила масштаб и структуру международных товарных и финансовых потоков. Глобализация оказала влияние не только на предоставление зарубежных финансовых ресурсов развивающимся странам, но и на их потребность в этих ресурсах. Позиции развивающихся стран в мировой торговой системе, а также скорость и структура роста мировой экономики действительно сильно влияют на их потребность во внешних ресурсах, поскольку они стоят в ряду важных факторов, определяющих объем валютных доходов и расходов. Поэтому асимметрии и дисбалансы в торговых отношениях могут привести к несоответствию между потребностью в зарубежных финансовых ресурсах и их наличием.
Подобным же образом инвестиционные решения транснациональных финансовых и других корпораций оказывают большое влияние на дефицит финансовых средств и проблемы внешнеторгового баланса развивающихся стран. Поэтому при рассмотрении проблем финансирования развивающихся стран следует особо учитывать взаимную зависимость международной торговли, инвестиций и финансов.
Не менее важно и то обстоятельство, что из-за взаимной зависимости торговли и финансовой сферы частные финансовые потоки, поступающие в развивающиеся страны, оказывают аналогичное влияние извне как на растущие рынки, так и на бедные страны. Как показал опыт последних лет, перевод частных финансовых потоков на растущие рынки, как правило, сопровождается сбоями в мировой торговле и глобальным дефляционным давлением.
Это не только усугубляет проблемы этих стран, но и приводит - вследствие падения цен на сырье - к негативным последствиям для бедных стран. Иными словами, глобальная финансовая стабильность имеет значение и для тех стран, которые остаются в стороне от частных рынков капитала, поскольку последствия мировых финансовых неурядиц сказываются и на них. На самом деле этим странам приходится нести двойное бремя: у них очень ограниченный доступ на международные финансовые рынки, и в то же время они терпят ущерб от финансовых кризисов, возникающих в других частях системы.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) неоднократно указывала на то, что развивающимся странам необходимо около шести процентов ежегодного экономического роста, чтобы иметь возможность решать проблемы бедности, устранять структурные преграды для развития и постепенно преодолевать пропасть в уровне доходов, зияющую между ними и маленьким клубом богатых стран. Для достижения этой цели большинству стран требуются объемы инвестиций, превышающие их внутренние ресурсы; поэтому они нуждаются в значительном внешнем финансировании. Даже для тех немногих развивающихся стран, население которых имеет немалые сбережения, прямые зарубежные инвестиции, а также другие виды долгосрочного финансирования могут сыграть важную роль в улучшении их технической базы и инфраструктуры. За последние десять лет потребность во внешнем финансировании экономического роста в развивающихся странах в силу различных факторов увеличилась. Среди этих факторов - быстрая либерализация торговли без расширения доступа на рынки промышленных товаров в тех областях, где они обладают сравнительными преимуществами, нестабильность и неудачная адаптация валютных курсов, медленный рост мировой экономики и неблагоприятные тенденции в изменении условий торговли.
В девяностые годы мы были свидетелями роста притока капитала в развивающиеся страны - в основном за счет частного финансирования, включая прямые зарубежные инвестиции. Государственное финансирование и, прежде всего, государственная помощь развивающимся странам, наоборот, сократились. И все же рост притока капитала в девяностые годы - это всего лишь компенсация низкого уровня восьмидесятых годов. По сравнению с периодом до долгового кризиса восьмидесятых годов никакого роста притока капиталов в отношении доходной части стран-получателей не произошло. Кроме того, инвестиции в последние годы поступали лишь в небольшое число развивающихся стран, в основном на так называемые растущие рынки, в то время как подавляющее большинство других развивающихся стран все больше отодвигались в тень: примерно 20 стран с растущей экономикой получили более 90% всего притока капиталов, а остальные развивающиеся страны довольствовались остатком. Такая концентрация находится в тесной связи с сокращением государственного финансирования, традиционно ориентированного на страны, практически не имеющие доступа на международные финансовые рынки.
Значительная часть всего потока инвестиций в развивающиеся страны была, к тому же, неустойчивой и поэтому не являлась надежным средством для финансирования развития. Хотя прямые зарубежные инвестиции стали важной составляющей притока капитала (есть основания предполагать, что они более надежны, чем большинство других видов частных инвестиций), приходится, с другой стороны, констатировать, что значительная часть прямых зарубежных инвестиций в развивающиеся страны связана со слиянием и приобретением фирм, включая приватизацию.
Частные инвестиции
О более значительной роли частных инвестиций в деле финансирования развития можно говорить лишь с учетом огромных колебаний, которым они были подвержены в течение последних двух десятилетий. Хотя развивающиеся страны выиграли от значительного притока капитала в семидесятые годы, в восьмидесятые этот приток во многих странах обратился вспять; многие страны в отдельности, а также группа развивающихся стран в целом столкнулись с негативным балансом финансовых потоков, что считается одним из главных факторов, обусловивших отсутствие роста в этом десятилетии. В девяностые годы приток капитала из промышленно развитых в развивающиеся страны вновь пошел на пользу последним, но поворот финансовых потоков вспять в середине десятилетия вновь ухудшил перспективы их развития и роста. При рассмотрении этого опыта возникает естественный вопрос об эффективности механизма, с помощью которого международные рынки капитала обеспечивают финансирование развивающихся стран. Если преимущества притока капитала, в конечном счете, неизбежно приводят к противоположному эффекту, необходимо снова пересмотреть инструменты внешнего финансирования и степень зависимости от него. Такой пересмотр должен касаться, прежде всего, следующих моментов: соразмерное и стабильное финансирование развивающихся стран, исключающее перепады и потери, имевшие место за последние 20 лет, баланс между частными и государственными инвестициями и управление частными инвестициями.
Мобилизация внутренних финансовых ресурсов, несомненно, является необходимой предпосылкой успешного развития - необходимой, но недостаточной, так как развитие сильно зависит от внешних факторов. Это можно показать на примере продолжающихся периодов негативного баланса инвестиций, когда внутренние финансовые ресурсы развивающихся стран мобилизовались только для обслуживания внешнего долга. Хотя подобная ситуация вообще не возникла бы без зависимости от зарубежных займов, можно констатировать, что многие проблемы периодов значительного оттока капитала возникли вследствие процессов, протекавших вне стран, столкнувшихся с такими сложностями. Поэтому внешние факторы, ограничивающие свободу при использовании внутренних финансовых ресурсов в целях развития - такие как глобальный спрос, условия торговли, стабильность международных валютно-финансовых рынков, влияние глобализации производства и финансирования, а также предоставление реальной помощи в целях развития - должны учитываться в ходе дискуссий о мобилизации внутренних финансовых ресурсов в развивающихся странах.
Поскольку приток капитала из-за рубежа является сильным стимулом для экономического роста, а его отток - основным препятствием роста, необходимо уделить большое внимание неравномерному распределению инвестиций по различным странам, а также их колебаниям. Для так называемых растущих рынков устойчивость притока капитала имеет гораздо большее значение, чем для стран, получающих мало или совсем не получающих средств из частных зарубежных источников. Для растущих рынков важно, чтобы свободный приток капитала сопровождался глобальной финансовой стабильностью, которая является существенной предпосылкой стабильного роста мировых рынков и их экспорта. Еще большее значение имеет, однако, устойчивость притока капитала в эти страны, включая надежное финансирование торговли в периоды нестабильности. Как во время азиатского, так и в связи с бразильским кризисом девальвация валюты не дала непосредственного стимула для расширения экспорта, поскольку рухнули нормальные каналы торгового финансирования импортируемых средств производства для изготовления экспортных товаров и система финансирования экспортных заказов. Таким образом, эффективность стабилизационных мер была подорвана отсутствием или прекращением финансирования торговли.
Для растущих рынков важным является также то, чтобы большой приток и, наоборот, быстрый отток капитала не вызывал нестабильности валютных курсов, колебаний цен на внутреннем рынке и коллапса финансовой системы - как это случалось почти при каждом кризисе с начала восьмидесятых годов. Тем не менее, стабильность нельзя покупать ценой отказа от национальной автономии в области валютно-денежной политики. Ни свободно плавающие, ни твердые валютные курсы не являются оптимальным вариантом для абсолютного большинства развивающихся стран. Обе системы обеспечивают международную конкурентоспособность страны в значительной мере за счет факторов, которые не находятся под контролем этой страны. И все же следует признать, что колебания притока капитала чрезвычайно осложняют управление валютными курсами и обеспечение конкурентоспособности страны. Поэтому управление курсами валют непременно должно сопровождаться регулированием финансовых потоков и контролем над ними. Автономия развивающихся стран в области управления финансовыми потоками и при выборе режима контроля над капиталами, который представляется им наиболее подходящим, не должна чрезмерно ограничиваться международными соглашениями о конвертируемости капиталов или о предоставлении финансовых услуг.
Страны, не принимающие активного участия в глобальном частном финансовом бизнесе, сталкиваются с иными трудностями. Даже если они прилагают усилия по созданию благоприятных условий для зарубежных инвесторов, им не всегда удается привлечь достаточно капитала, чтобы использовать свой потенциал роста. Для этих стран важно сохранить соразмерный объем иностранных инвестиций, чтобы покрыть дефицит финансовых средств и сохранить макроэкономическую стабильность. Их шансы в этом плане в особой мере зависят от государственной помощи в целях развития.
Помощь развивающимся странам
Международные политические и экономические условия для оказания государственной помощи развивающимся странам за последние два десятилетия ухудшились. Многие страны-доноры стараются сократить государственные программы помощи развивающимся странам до минимума, объясняя это тем, что они не только не эффективны, но во многих случаях даже тормозят экономическое развитие. За этими заявлениями скрывается представление о том, что частный сектор более эффективно подбирает подходящих реципиентов финансовых средств и что использование частных источников связано с преимуществами, которые дают предпринимательские инновации при разработке новых форм финансирования. Поэтому сокращение вмешательства государств-доноров в их собственное народное хозяйство сопровождалось урезанием финансовой поддержки развивающихся стран. Даже страны, сохранившие свои программы помощи, требуют теперь соблюдения определенных стандартов, мониторинга и иных мер, которые представляют собой рыночный тест эффективности такого финансирования.
Опыт последних десяти лет, однако, вызывает серьезные сомнения в способности международных рынков капитала обеспечить финансирование развития, состоящего в наращивании производственного, социального и человеческого капитала. Поскольку создание такой инфраструктуры необходимо для привлечения продуктивного частного капитала и мобилизации собственных финансовых ресурсов, государственная помощь развивающимся странам сохраняет решающее значение для обеспечения соответствующего уровня структурных преобразований и создания благоприятной обстановки. Поскольку государственное финансирование может быть более устойчивым, чем чисто рыночные частные инвестиции, они играют решающую роль для бедных стран, которые в наименьшей степени способны скомпенсировать колебания при финансировании своего развития.
Учитывая важную роль государственной помощи развивающимся странам, необходимо переломить тенденцию к ее сокращению и, наоборот, существенно увеличить ее долю. При этом следует обеспечить лучшее распределение этих средств и повысить их эффективность. В настоящее время имеются данные о том, что преимущества государственной помощи развивающимся странам могут быть сведены на нет издержками, связанными с условиями и процедурами, которыми доноры обставляют предоставление помощи, включая привязку к номенклатуре товаров, на которые выдаются ввозные лицензии. Поэтому есть возможность улучшить качество помощи и тем самым повысить ее эффективность. По некоторым оценкам, выигрыш может составить 25 процентов, которые могут быть использованы в качестве дополнительной помощи. Наряду со списанием государственного долга этот выигрыш может способствовать мобилизации ресурсов, необходимых бедным странам для развития своей материальной и кадровой базы.
Государственное финансирование могло бы сыграть роль катализатора при мобилизации частного капитала для бедных стран. Даже если большинство стран-доноров не готово к тому, чтобы выполнить заложенные в их бюджетах цифры по оказанию помощи развивающимся странам, они могли бы взять на себя обязательства по инновативным мерам, направленным на стимулирование частного сектора, который заполнил бы пробелы в финансировании - например, через кооперацию государства и частного сектора, создание совместных предприятий, налоговые льготы, гарантии и т.п. В частности, в промышленно развитых странах, в которых государственная помощь сильно отстает от согласованного уровня в 0,7% ВНП, эта цель, возможно, могла бы быть достигнута благодаря сочетанию государственных и привлеченных с помощью государства частных инвестиций.
Назревшие реформы
Несмотря на драматические перемены в мировой системе, нельзя забывать о том, что многие учреждения, составляющие международную валютно-финансовую и торговую систему, были созданы в результате государственных решений и подлежат ревизии и реформированию. Учитывая взаимозависимость торговли и финансовой сферы, приходится констатировать, что реформа мировой системы торговли, которая предоставила бы развивающимся странам более широкий доступ на рынки ресурсо- и трудоемких промышленных товаров, в существенной мере способствовала бы преодолению пропасти между потребностью во внешнем финансировании развития и наличием такого финансирования.
Не менее важна реформа мировой финансовой системы. Недавние кризисы на растущих рынках привели к широкому взаимопониманию по двум ключевым пунктам: с одной стороны, существуют структурные и институциональные пробелы в системе предупреждения и преодоления финансовых кризисов, а с другой стороны, системные дефекты в современном режиме регулирования потоков капитала и валютных курсов, который отражает политические подходы крупных промышленно развитых стран, могут вызывать серьезные финансовые кризисы в развивающихся странах (несмотря на все институциональные и стратегические различия между ними). Такие кризисы могут свести на нет усилия по мобилизации внутренних финансовых ресурсов и практически все другие меры, направленные на финансирование развития. Поэтому глобальная финансовая реформа - это абсолютно приоритетный вопрос.
Дебаты о реформе международной финансовой системы до сих пор вращались вокруг пяти главных тем:
Гласность и предоставление информации;
Финансовое регулирование и надзор;
Мониторинг национальных мер;
Международный кредитор как последний выход;
Урегулированная процедура возврата долгов.
Во многих из этих областей меры могут быть приняты на различных уровнях: на глобальном, национальном или региональном. Они могли бы способствовать как предупреждению, так и преодолению финансовых кризисов.
С точки зрения развивающихся стран, реформа международной финансовой системы должна включать в себя вопрос о соразмерности и стабильности притока зарубежного капитала. Следует стремиться к большей устойчивости финансовых потоков, однако, не за счет существенного сокращения их объемов. Проблемы финансирования развивающихся стран решить таким образом не удастся. Для большого числа стран с низкими доходами внешнее финансирование прежде было относительно стабильным, но оно не росло и не отвечало их потребностям. Подобным же образом глобальная финансовая среда, в которой за приливами капитала следуют столь же резкие отливы, может скорее причинить вред растущим рынкам, чем принести пользу. Поэтому необходимо выйти за рамки чисто технических вопросов, обсуждаемых в ходе теперешних дебатов о реформировании существующей системы, и сформулировать предложения по реформе, которая способствовала бы стабилизации притока капитала на растущие рынки и росту инвестиций в наиболее бедные страны.
Здесь возникает вопрос о роли многосторонних финансовых учреждений как важных составляющих мировой финансовой системы. По прошествии 50 лет мандаты бреттон-вудских учреждений значительно изменились; коррекция их целей и стратегических установок часто проводилась в кризисные моменты. Развивающиеся страны и некоторые из малых промышленно развитых стран считали поэтому, что их мнения и возражения учитывались не полностью, несмотря на то, что реформа мировой финансовой системы затрагивает их больше всего. Поэтому назрело время для рассмотрения методов, с помощью которых эти институты удовлетворяют потребности своих членов из числа развивающихся стран. В этом плане Организация Объединенных Наций как универсальный и партиципативный орган могла бы сыграть значительную роль в дебатах по глобальным экономическим и финансовым вопросам - особенно, по вопросам, связанным с развитием.
Источник: www.deutschebotschaft-moskau.ru
Авторство не указано
Дата опубликования: 04.07.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=offschor&art=2144" |
|