К семинару "Алхимия финансов"
Финансовые схемы в налоговом планировании
В основной своей массе российский бизнес по-прежнему не в фаворе на Западе, а желания работать с использованием различных финансовых схем за рубежом у отечественных предпринимателей явно не убавилось. В результате желающим минимизировать налоговые платежи и экономические риски приходится прибегать к все более и более хитроумным финансовым схемам, способным обеспечить максимальную финансовую эффективность. Вместе с тем, в компаниях, занимающихся налоговой оптимизацией, уверяют, что их работа в связи с этим усложнилась ненамного. Оптимизацией налогообложения и построением финансовых схем в России, как, впрочем, и во всем мире, занимается множество компаний. По степени дотошности, с которой они изучают своего потенциального клиента, эти компании можно условно разделить на три группы.
В первую группу входят компании, для которых создание налоговых схем - это один из многочисленных видов деятельности. Как правило, это очень крупные международные аудиторские и консалтинговые фирмы. По роду своей деятельности они прекрасно знают особенности налогового законодательства многих стран мира и, естественно, по желанию своего клиента могут подобрать для него оптимальную финансовую схему или просто подсказать, как и где можно сэкономить на налогах. Такие компании очень дорожат своей репутацией, поэтому требуют от своих клиентов предоставлять полную информацию о структуре бизнеса, партнерах и о том, каким образом компания-клиент зарабатывает деньги. Иными словами: эти консалтинговые компании очень требовательны к своему клиенту и сами выбирают, с кем им работать, а с кем нет.
Ко второй группе относятся юридические фирмы, для которых составление налоговых схем и регистрация компаний по всему миру - обычное, но также не единственное занятие. Часто их совершенно не интересует, как клиент зарабатывает деньги, какова структура его бизнеса и кем являются его партнеры. Потребовать эту информацию такие фирмы могут только в том случае, если при реализации финансовой схемы потребуется открытие нового банковского счета в определенном банке или регистрация компании в "сложной" юрисдикции.
Наконец, в третью группу входят фирмы, для которых составление налоговых схем, регистрация компаний и их дальнейшее секретарское обслуживание является основным видом бизнеса. В этом случае наличие требования об обязательном предоставлении предварительной информации о клиенте зависит от известности и авторитета клиента, а иногда просто от того, кто его рекомендовал. Одни фирмы очень дорожат своим именем и опасаются работать с сомнительными клиентами, другие относятся к этому менее строго.
Не будет преувеличением сказать, что большинство российских предпринимателей, желающих сэкономить на налогах, предпочитают в силу разных причин, в том числе и финансового характера, обращаться к услугам фирм из второй и третьей групп. Работа с клиентом в этих компаниях всегда начинается с первой часовой консультации. В большинстве случаев эта консультация бесплатная, но в каждой компании она проходит по-разному. Например, в компании, специализирующейся на построении налоговых схем, на первой бесплатной консультации клиенту предоставляется довольно широкая информация и даже предлагается уже практически готовая схема. Как говорят в таких компаниях, клиенту нужно будет всего лишь заплатить за расчеты и подготовку необходимых документов. В юридической фирме, для которой такие услуги не единственный вид деятельности, на первой консультации клиенту вряд ли скажут что-то определенное и финансовую схему предлагать уж точно не будут. Разговор будет идти по принципу "вопрос - ответ", причем вопросы будет задавать только клиент, поскольку, по словам юристов таких фирм, им от клиента никакая информация не нужна. Подбирать для клиента финансовую схему здесь начнут только после заключения контракта. Однако не стоит думать, что если в одной компании на первой консультации клиенту бесплатно говорят больше, чем в другой, то создание налоговой схемы в ней будет стоить дешевле. Вовсе нет. Просто клиент больше заплатит за выполненные расчеты, оформление документов и прочие услуги, а также за престиж самой компании, в которую он обратился.
За последние несколько лет российские бизнесмены стали гораздо более образованными и сегодня большинство из них, обратившись за консультацией, уже в той или иной степени представляет, что такое налоговое планирование. Тем не менее, еще довольно часто встречаются клиенты, у которых представление о налоговых схемах излишне идеализированно. Как правило, первый вопрос такого бизнесмена: "Скажите, какая оффшорная зона самая хорошая?" То есть человек, обратившись к юристу, думает, что для него вмиг подберут идеальную налоговую схему в какой-нибудь безналоговой юрисдикции и все его проблемы мгновенно исчезнут. Такого, естественно, не бывает. Нет "самой хорошей оффшорной зоны", а есть та, которая максимальным образом подходит для конкретной структуры бизнеса.
После первой консультации и заключения контракта начинается непосредственная работа по составлению финансовой схемы. Она всегда начинается с вопроса о том, какого рода бизнесом клиент собирается заниматься. Будут ли это экспортно-импортные операции, инвестиции, или, возможно, клиент хочет создать холдинг или банк. И здесь юристы часто сталкиваются с проблемой, проистекающей из психологии отечественного бизнеса. Это проблема недоверия. Конечно, юрист - это не следователь. Как говорят представители консалтинговых компаний, клиент не обязан отвечать на задаваемые ему вопросы, он вообще может ничего им не говорить. Однако при этом он должен четко осознавать, что своим молчанием может создать самому себе массу проблем, скрыв именно ту информацию, которая необходима консультанту и юристу при подборе оптимальной финансовой схемы. И в итоге, казалось бы, идеально подобранный и продуманный механизм просто не будет работать. Так, например, при осуществлении торговых операций со странами Европы может прекрасно работать гибралтарская компания. Но при этом возникает небольшой нюанс: эта схема обязательно даст сбой при попытке ее использования в Испании. Таким образом, если при разработке схемы клиент не конкретизирует страны, где он собирается вести деятельность, то в итоге весь процесс налоговой оптимизации выливается в совсем не те время и сумму, на которые изначально рассчитывал предприниматель. Подобных примеров можно привести достаточно много, они лишь доказывают необходимость особого внимания к деталям при разработке схемы.
В каждой компании, занимающейся налоговым планированием, есть определенный набор простейших финансовых схем. В подавляющем большинстве случаев для использования в конкретной ситуации подходит от одного до пяти вариантов. Однако в последнее время структура предлагаемых клиентам схем стала гораздо сложнее. Дело в том, что ситуация в мире меняется и уже практически во всех развитых странах к оффшорным компаниям относятся предвзято. И именно поэтому все чаще и чаще современному бизнесу не подходят простые схемы, а нужны более хитрые и замысловатые.
Сегодня компании, занимающиеся налоговым планированием, чаще всего предлагают клиентам финансовые схемы, в которых используются несколько иностранных компаний, связанных друг с другом таким образом, чтобы одновременно обеспечить и конфиденциальность, и налоговые льготы, а также учесть другие специфические пожелания клиента. Причем, прежде чем остановиться на каком-нибудь одном варианте, прорабатывают от одной до десяти различных схем, каждая их которых может иметь как свои достоинства, так и явные недостатки. В итоге получается цепочка, звенья которой и связи между ними являются заменяемыми. Звеньями, как правило, являются старые добрые стандартные схемы. Найти многочисленные примеры финансовых схем не составляет ни малейшего труда, но все эти общедоступные схемы слишком просты и вряд ли могут кому-то понадобиться, и, кроме того, в них отсутствуют те самые главные индивидуальные нюансы, без которых даже самая простейшая из них просто не будет работать в конкретной ситуации. Что касается настоящих схем, то компании, специализирующиеся на их построении, категорически отказываются публиковать даже самые элементарные из них. Приводить конкретные примеры – это значит раскрывать какую-то бизнес-схему, которая из-за этого может элементарно разрушиться. Это происходит потому, что каждая схема выстраивается на пробелах в законодательстве, и чем быстрее эти схемы станут широко известны, тем скорее эти лазейки будут закрыты законодателями.
Количество времени, затрачиваемое на проектирование финансовой схемы, практически полностью зависит от клиента. Причем, несмотря на то что сегодня клиентам требуются гораздо более сложные схемы, чем раньше, время на их подготовку не увеличилось, ведь даже самая сложная схема состоит из простейших элементов, которые просто нужно собрать воедино. В среднем разработка финансовой схемы занимает не более недели, но может возникнуть и такая ситуация, когда на выяснение для клиента всех нюансов законодательства какой-либо нестандартной юрисдикции уйдет более месяца.
Однако встречаются такие ситуации, когда уже на первом этапе выясняется, что сложная схема клиенту просто не выгодна. Получается, что компании с небольшим оборотом подчас бывает гораздо выгоднее просто платить налоги, а не тратиться на какие-то изощренные схемы. И чем решительнее законодатели западных стран будут продолжать свое наступление на оффшоры с российскими корнями, тем большее число российских предпринимателей окажется за границей заветного налогового рая. Ведь минимизация налогов с помощью оффшоров может оказаться дороже, чем нормальное налоговое планирование на родине. А для движения капитала за рубеж, которое российские власти по недомыслию или сознательно называют страшным словом «утечка», сложные схемы, да и сами оффшоры, просто не нужны.
© CBSF Corp., 18-09-2002
CBSF Corp.
Дата опубликования: 25.07.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=offschor&art=2141" |
|