Статьи по психологии
Психовирусы
Мысль - это болезнь плоти. Т. Гарди
Шопенгауэр писал: "когда осел глядит в зеркало, он не может увидеть там ангела". Поэтому-то в наших мыслях не может быть ничего такого, чего нет вокруг нас. Даже в кривом зеркале, если стоять напротив, можно найти нечто похожее на себя.
Действительно, еще со времен Локка считалось, что содержание ума определяется множеством идей (атомов), которые являются строительными элементами для более сложных мыслительных образований, в том числе психических комплексов. При этом идеи и связанные с ними пространством и/или временем представления и ощущения приобретают способность вызывать друг друга. В приложении к ЭВМ это напоминает вызов определенной программы по конкретному прерыванию от внешнего устройства. Правда, есть небольшая разница - в компьютерном варианте программист определяет, что чему соответствует, а в человеческом - то же самое делает жизнь. В дальнейшем идеи Локка о содержании ума, Юма - о представлениях и впечатлениях, Павлова - о типах поведения были значительно развиты современными авторами и даже доведены до коммерческого применения, классический пример - Дианетика Л. Р. Хаббарда.
Что же касается психического вируса должен обладать следующими характеристиками:
1) содержаться в самостоятельных мыслительных образованиях (СМО) в виде элемента (идеи) и при активизации совместно с другими СМО заражать их;
2) уровень агрессии СМО-вирусоносителя по отношению к остальным СМО должен превышать некоторую пороговую величину;
3) заражение СМО должно снижать эффективность функционирования СМО и, как следствие, самого объекта - носителя СМО, т.е. человека. Идея-вирус человеческих мыслей проста и прозрачна - это идея пустоты и бессмысленности. Многократное заражение ей СМО приводит к СМО под названием "самоубийство". Эта идея-вирус оперирует сообщениями, похожими на сообщения всех остальных СМО, но не понимает, зачем человеку надо добывать себе пищу, любоваться природой, влюбляться и разгадывать загадку, именуемую "поиском смысла жизни", если жизнь человека, народа и всего человечества конечна и поэтому бессмысленна.
Идея гибели (самоуничтожения) может быть встроена в любое СМО, и в результате человек или народ добровольно отказывается от собственного жизненного пространства, ставя себя при этом на грань уничтожения. Начинается всегда этот процесс с отказа от собственного жизненного пространства, от пищи - в пользу других, от женщины, от Родины, от территории и, в конце-то концов, от себя самого. Примеров тому в истории великое множество. Приводить их здесь - это значит писать историю гибели отдельных личностей, народов, государств, империй.
Мы приведем примеры только коллективных психозов, которые имели значительное распространение в XVI-XVII веках, по работе М. Л. Липецкого "Внушение и мы" (М.: "Знание", 1983):
"В 1669 году такая эпидемия овладела детьми в Швеции. Они рассказывали, что ведьмы их водят на шабаш, доносили на своих матерей, в которых усматривали ведьм. По указанию детей только в одном округе было сожжено 34 взрослых и 15 детей. Известны религиозные эпидемии, в которых вовлекалось много тысяч людей. В XIll-XVII веках Западную Европу охватила судорожная эпидемия, названная "пляской святого Витта". На улицах и площадях тысячи возбужденных людей с криками и воплями плясали до полного изнеможения...
...В дореволюционной России получила распространение несколько иная форма психической эпидемии - кликушество. Особенностью кликушества являлось то, что люди, впадающие в истерическую одержимость, были уверены, что на них или на их близких напущена "порча". Считалось, что "порча" наводилась через пищу или воду, взятые из рук колдуна, через дурной взгляд, проклятие и т. д. Одержимые бились в судорогах, издавали бессмысленные звуки, всхлипывали, подражали голосам животных, лаяли по-собачьи, куковали, икали, выкликали имена лиц, их якобы испортивших, -отсюда и возникло название "кликуша". В подавляющем большинстве это были женщины. Кликуши считали себя бесоодержимыми. Достаточно было в деревне появиться одной кликуше, как вслед за ней появлялись десятки других".
Своеобразная форма психоза описана у Гумилева ("Этногенез и биосфера Земли"):
"Вечное спасение от печалей мира лучше всего обеспечивала мученическая смерть. Поэтому уже после Миланского эдикта некоторые африканские донатисты, называемые "циркумцеллионами" (т. е."вокруг бродящими"), составляли шайки фанатиков, которые, настигнув одинокого путника, требовали, чтобы он их убил во славу Христа. Человек умолял избавить его от такой обязанности, потому что ему курицу-то зарезать страшно, но они давали ему выбор: убить их или быть убитым самому. Ведь им можно было совершать любые поступки, ибо мученическая смерть искупала все грехи. И бедняге приходилось принять от них дубину и бить их по очереди по головам. А они умирали в чаянии вечного блаженства".
Здесь, правда, надо отметить, что, с точки зрения приведенных персонажей, мы со своим прогрессом,возможно, выглядели бы не менее дико, чем древние со своими плясками для нас. За современными примерами психозов далеко ходить не надо. Они перед нами. Когда Великий народ в течение нескольких лет вдруг начинает распинать свое прошлое, отказываясь от гарантированного обеспечения, то как это можно назвать?
Мысли-инфекции опасны, они могут убивать. В этом смысле характерна работа средств массовой информации, которые соответствующим образом перепрограммируют внутренний язык общества, приучая членов общества к соответствующим входам-выходам, к адекватной реакции на определеннее входные сообщения соответствующими им выходными сообщениями. И одна мысль становится источником другой, будучи ею поглощенной. Сражения уже идут за мысли, чтобы как можно больше людей большее время думали о том-то и том-то.
Изучением причин самоуничтожения народов и государств занималось немало исследователей. Мы остановимся только на работах Л. Н. Гумилева. Его фундаментальный труд "Этногенез и биосфера Земли" содержит множество примеров самоуничтожения этносов. Причина - утрата пассионарности, образно говоря, утрата внутренней силы, энергии безумства. И в результате: "Так, в Исландии потомки викингов постепенно утратили пассионарность.
В XII веке они прекратили заморские походы, в XI - XII веках кончились кровавые распри между семьями, а когда в 1627 году на остров высадились алжирские пираты, то они не встретили никакого сопротивления. Исландцы позволяли жечь свои дома, насиловать жен, забирать в рабство детей, но не нашли в себе решимости поднять оружие". Так что же такое "утрата пассионарности"? Естественный этап в развитии этноса? По нашей схеме утрата пассионарности - это не обязательный этап в развитии этноса, это болезнь этноса, причем заболевание это носит вирусный характер. Сегодня этот вирус проник в Россию. И мы видим все то же самое, что когда-то было в великом Риме и в маленькой Исландии.
Из книги С.П.Расторгуева "Инфицирование как способ защиты жизни".
ЮгZone.Ru
Дата опубликования: 18.10.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=1872" |
|
Ключевые слова статьи "Психовирусы" (раздел "Статьи по психологии"):
ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОУНИЧТОЖЕНИЕ СМИ