добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 05.12.2001

Разговор в письмах

не могу, стесняюсь, чувствую себя неловко принимая от кого-либо деньги за проделанную работу, неважно сделана работа руками или головой. Иногда срываюсь на крайности: когда меня спрашивают во сколько я оцениваю свои услуги либо заламываю цену и теряю клиента либо занижаю цену и потом сам себя корю. Как осмыслить ситуацию?

pashka

Типичный пример тормозящего влияния совкового воспитания. В традиционных обществах вообще, а СССР был достаточно традиционным обществом, людям прививается убеждение, что брать деньги за услуги является грехом. В рамках общинной взаимовыручки обращались с просьбой что-то сделать или одолжить лишь в крайних случаях, в отчаянном положении. И взять что-то за это означало воспользоваться таким отчаянным положением.

Этот стереотип сохраняется у определенных социальных слоев и в процессе модернизации. Например, поскольку к кредиту прибегали лишь в случае крайней нужды, проценты за него воспринимались как штраф и кабала. И сегодня еще разного рода фашистские идеологи, особенно в России и Латинской Америке, эксплуатируют этот атавизм архаического сознания, строя на нем свою "экономическую программу"

В год моего рождения СССР еще был аграрной страной с преобладанием крестьянского населения. Только в середине 70-х горожане стали численно преобладать. Но очевидно, что и большинство самих горожан у нас - горожане в первом-втором поколении. Вдобавок, советская идеология была изначально ориентирована на воспроизводство архетипов крестьянской морали (что и привело в 70-е-80-е годы к ее отторжению городским большинством). Все это повлекло консервацию тех стереотипов бессознательного, которые регулируют экономическое поведение.

Поскольку внешние реалии предоставляют больше свободы и требуют бОльшей ответственности, нежели позволяет надсмотрщик, происходит существенная дезадаптация человека, возникает сугубо невротическое поведение. Надсмотрщик готов признать, что деньги можно брать за вещи, но за услуги - это уже за пределами его морали.

В результате каждый раз, когда Вы приступаете к обычной сделке, Вам приходится преодолевать моральный барьер, то есть возникает ситуация типа гипертрофированно описанной Достоевским в "Преступлении и наказании", когда преодоление барьера происходит в невротически-агресивной форме, а затем идет столь же невротическая отработка "раскаяния". Это и порождает неадекватность Вашей реакции. Положительной мотивации к совершению сделки не хватает для преодоления барьера, происходит сублимация мотивационной энергии и ее выплеск в форме агрессии (именно агрессией, вызовом является завышение цены: Вы ее завышаете ровно настолько, насколько потребная для преодоления барьера энергия превышает ту, которая потребна в норме). Заниженная же цена оказывается формой компромисса с надсмотрщиком, когда Вы идете на уступку, по сути делая частично бесплатную работу.

Единственным методом лечения этого распространенного невроза является рационализация тех запретов, которые надсмотрщик реализует в данном случае. Все время обращайте внимание на происходящее с Вами при возникновении подобных ситуаций, ловите надсмотрщика за руку. Выявив таким образом те запреты и моральные основания, на которых основано поведение надсмотрщика, Вы получаете возможность поставить эту сферу под сознательный контроль, начать сознательно творить свои моральные принципы ("творить свое добро и свое зло", как называл это Ницше). А если какая-то сфера освещена светом сознательного контроля, надсмотрщик уходит из нее. Он работает только там, где сам хозяин не контролирует.


Тут один пацан Вас спрашивал, что читать, а Вы ушли от темы, посоветовав ему почитать Ваш старый романчик для подростков. Ничего не скажу, романчик, конечно, хороший (без лести, правда понравился - и сюжет напряженный, и концовка оригинальная, и идеология грамотная), но этим Вы не отделаетесь. А посему формулирую вопрос более жестко:

прошу Вас опубликовать в рассылке рейтинг книг (например, 30), которые Вы считаете самыми лучшими из тех, что прочли до 20 лет. Желательно в порядке их значимости. Меня действительно интересует Ваше экспертное мнение на этот счет (Вы ведь выступаете в качестве эксперта - хотя бы на ОПЕК). Думаю, и другим подписчикам рассылки оно небезынтересно.

Анатолий Сергеевич

Ответить можно, но такой рейтинг неизбежно является весьма субъективным. Для меня, например, всегда оставалось загадкой, чем руководствовались члены нобелевского комитета при присуждении литературных премий.

Вот Вам top-тридцатка книг от Гильбо:

1 Г.Сенкевич Quo Vadis

2 В.Шефнер Сестра Печали

3 Ж.Сименон Сын

4 И.Ефремов Лезвие Бритвы

5 А.Азимов Основание

6 В.Васильев Не стреляйте в белых лебедей

7 А.Блок Роза и Крест

8 Р.Брэдбери Вино из одуванчиков

9 С.Лем Высокий замок

10 А.Франс Остров пингвинов

11 Г.Мартынов Сестра Земли

12 В.Шефнер Имя для Птицы

13 Г.Альтов Баллада о звездах

14 Й.Бехер? Охота на сурков

15 А.Грин Дорога в никуда

16 В.Короленко Дневники

17 В.Брюсов Гора Звезды

18 А.Толстой Хождение по мукам

19 В.Шефнер Счастливый неудачник

20 Д.Толкин Хоббит

21 Н.Винер Я - математик

22 Г.Манн Верноподданный

23 Г.Мигачев Сгинувшая лига XIV века

24 Г.Гриммельсгаузен Симплициссимус

25 Э.Золя Деньги

26 Б.Васильев В списках не значился

27 А.Азимов Я - Робот

28 С.Лем Дневники Йона Тихого

29 С.Куваев территория

30 К.Шахназаров Курьер


Хочу поблагодарить за рассылку. Идя по жизни путем завоеваний (профессии, авторитета, благосостояния), я интуитивно формировала то отношение к себе и жизни, которое Вы называете конкурентноспособным. Спасибо родителям, что не задавили меня в детстве и практически не ограничивали моей свободы (нервов я им попортила!!).

Читая, я нахожу в Ваших статьях подтверждение своим взглядам, а также моментально открываю еще "недошешдие" до меня решения, которые очередным кирпичиком ложатся в здание моего успеха. Все понятно, но в чем источник преподносимой Вами информации? Чья это концепция, школа? Что является основой этого курса? Припоминается Ницше. Но кто еще? Не сами же Вы все это вывели? Или я ошибаюсь?

И еще. У каждой медали есть оборотная сторона. Не входит ли психология лидерства в противоречие с тем, что называется "простым женским счастьем"? В какой точке это может быть совмещено и необходимо ли чем-то для этого поступаться? Я могу сколь угодно пренебрегать общественным мнением, но хочется и родить, и обеспечить благополучное существование своего потомства, причем с дееспособным отцом, который не захочет стать мне сам первым ребенком. При каких условиях возможно (и возможно ли) сосуществование двух свободных и сильных индивидов?

С уважением, Елена

1 Основой этого курса и источником преподносимой информации является в первую очередь мой жизненный опыт. Концепция и школа появятся позже. Так уж устроена жизнь, что все интересное делается практиками, а академическая наука потом питается нашими объедками. Думаю, то, чем я занимаюсь, не избежит общей судьбы - найдется какой-нибудь профессор, который соберет и приведет все это в схоластическую систему, разложит по полочкам, выкинув по дороге все самое ценное, поскольку оно не укладывается в рамки научной (позитивистской) методологии. Но пока еще все это живое.

2 Сосуществование двух свободных индивидов - сильных или слабых, неважно - возможно при любых условиях и протекает весьма комфортно. Некомфортно сосуществование двух несвободных людей, невротиков.

Ключевые слова статьи:

жизнь практический сделать стать деньги свое идеология гильбо школа россии цены психология работа кино банк людей практический практический практический практический экономический эротическое практический экономический