НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
4 - Успех ОбщенияСТРУКТУРА ОБЩЕНИЯИтак, необходимо учитывать, что в феномене общения есть целый ряд различных пластов. Первый пласт - обмен информацией на сознательном уровне. Желая передать другому известную нам информацию или возникшую мысль, мы формулируем ее на известном нам обоим языке общения (кодируем) и передаем посредством речи, жеста и т. п. Это - наиболее простой и ясный, лежащий на поверхности пласт общения. Но и в нем есть свои проблемы. Например, собеседник может услышать переданную информацию не целиком, что-то пропустив. Он может не так расслышать то или иное слово. Одни и те же слова могут нести для Вас и для него чуть-чуть или сильно различающийся смысл: например, слово "спекулянт" в русском языке всегда означало оборотистого и предпрдиимчивого человека, бизнесмена. И сейчас оно несет такое же значение для наших соотечественников, не имевших счастья жить при коммунистическом режиме. В то же время для оставшихся по эту сторону границы существует устоявшийся негативный смыл этого слова. Таким образом, если не учитывать подобных фактов, в процессе обсуждения проблемы возникает глубокое непонимание. Как видим, даже самый поверхностный пласт общения чреват недоразумениями и требует пристального внимания к адекватности доведения ваших мыслей до собеседника. Второй пласт - какие-то дополнительные выводы, к которым приводит сообщенная информация. Очень часто, зная собеседника, либо его культурную среду и ментальность, мы можем предсказать, какие выводы он может сделать из той или иной информации. Поэтому, не навязывая вывод, мы можем сообщить ему такого рода информацию, а сделанные выводы собеседник уже будет считать своими собственными. На уровне этого пласта часто работат средства массовой информации в пропагандистских целях. Кстати, с неизменным успехом. Третий пласт - фасцинация. Она включает обмен с одной стороны бессознательной информацией, содержащейся в языке жестов или тональности голоса, подкрепляющих или наоборот отрицающих сказанное. С другой стороны происходит передача тех не разложимых на элементы образов, о которых мы говорили в предыдущей главе. Контроль за своей фасцинацией - залог успеха в общении с собеседником, но наладить его можно только в процессе тренинга общения. Четвертый пласт - ролевое взаимодействие при общении. Обмен ролевыми интеракциями происходит через посредство обмена информацией и фасцинацией, но несводим к ним. Разными способами человек все время сознательно или бессознательно презентует другому свой имидж, вне зависимости от собственно рационального содержания акта общения. Управление своим имиджем на сознательном уровне - важное условие успеха в общении. Пятый и шестой пласты, взаимосвязанные и взаимопроникающие, представляют собой собственно бессознательное общение. Нижний, шестой, включает взаимодействие на уровне инстинктов и привязанностей. На нем строится база эмоционально-чувственно общения. В основе его лежит инстинкт агрессии и еще более сильный и всеобъемлющий эротический инстинкт, включающий как сексуальность (в широком смысле слова), так и оценку прагматической полезности объекта. Этот пласт общения в чистом виде проявляется у животных или у маленького новорожденного человечка. Только что родившийся ребенок первым делом инстинктивно ищет источник пищи, и найдя материнскую грудь мгновенно присасывается к ней и фактичеси и психологически. Вся сила его эротического инстнкта переносится немедленно на кормилицу-мать, как на самое ценное и абсолютно необходимое приобретение первых мгновений жизни. Это чувство столь сильно, что прочно закрепляется и в дальнейшем влияет на всю психологию человека. Инстинкт агрессии просыпается немедленно, как только ребенок инстинктивно чувствует, что объект не принадлежит ему безраздельно, воспринимая сигнализирующую об этом фасцинацию. Поэтому в этот бессознательный еще период ребенок переживает чувство такой жгучей и непередаваемой ревности к предполагаемому сопернику - "отцу" (не всегда это именно отец, но всегда кто-то, кто кроме р ебенка получает какую-то порцию любви от матери). Этот комплекс тоже закрепляется на всю жизнь. Как мы узнали из первой главы, он носит название комплекса Эдина и играет немалую роль в человеческой культуре. К этому же пласту отношений относится и механизм авторитета, перенесения на другого человека особого доверия. Таким непререкаемым авторитетом и доверием пользуется для ребенка отец, и его с лова воспринимаются некритически, определяя многое в жизни ребенка. В дальнейшем критическое восприятие оттесняет этот механизм, но если удается каким-то образом отключать критицизм, этот механизм снова выходит на первый план, обеспечивая внушаемость. Но уже в первые годы жизни над этим первичным природным пластом общения надстраивается пятый пласт, служащий необходимым условием вышеперечисленных. Именно он определяет то, что отличает человеческое общение от животного. Пятый пласт состоит из принятых в данной культурной среде стереотипов поведения и системы запретов на проявление тех или иных форм инстинктивного поведения. Усвоение этих стереотипов - основа процесса социализации личности. Мы очень часто не осознаем весь гигантский объем тех ритуалов, стереотипов и норм поведения, которые мы естественным образом усвоили в процессе нашего роста через общение и деятельность вку льтурной среде. И только при встречах между представителями разных культур возникающие недоразумения заставляют задуматься на эту тему. Умение контролировать все шесть пластов общения - обязательное условие его абсолоютной успешности. Но поскольку способности человека не таковы, чтобы иметь возможность сознательно отслеживать в подробностях все пласты и управлять ими, то по крайней мере необходимо знать об их существовании и учитывать возможные проявления в тех или иных нестандартных ситуациях; вызработать стиль поведения, позволяющий задействовать их все в выгодном для себя направлении. Следует учитывать так же, что огромное количество недоразумений в процессе общения возникает там, где сигнал, посланный с одного уровня, воспринимается партнером на другом уровне. Например, чисто ритуальный вопрос "как дела?", принятый у нас при встречах как часть процесса приветствия, может быть человеком из другой культурной среды быть воспринят на чисто рациональном уровне как требование подробно рассказать о своих проблемах. Он, естественно, удивится вашему столь глубокому интересу к его делам, но из вежливости долго будет рассказывать Вам о них. Поскольку Вам это нисколько не интересно, Вы вполне обоснованно посчитаете его занудой: ведь по вашему мнению повода так злоупотребить вашим временем Вы не давали. Точно так же, то что Вы выдаете на ролевом уровне, может быть воспринято на рациональном и обратно. Короче, надо научиться учитывать возможность такого рода недоразумений в повседневном общении - только тогда Вы сможете хоть как-то управлять процессом своего общения. Естественно, дать такой опыт может только тренинг. Следующий отрывок из курса:Ключевые слова страницы "СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ" (раздел "4 - Успех Общения"): СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ Инстинкт агрессии фасцинация |
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|