Материалы к семинару в Киеве 2007 МАГИЯ БЕЗ МИСТИКИ
"Трансперсональная психология и мистические переживания"
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Полностью
Трансперсональная психология и мистические переживания
Трансперсональная психология - раздел общей психологии, выделивший предметом своего исследования надличностные, сверхличностные состояния сознания.
В конце 60-х годов специалисты-психологи Станислав Гроф, Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Джеймс Фейдиман и другие пришли к решению, что необходимо создать новое психологическое направление, сосредоточенное на изучении сознания и признающее значимость духовных измерений психики, которое они назвали трансперсональной психологией. В 1969 г. вышел первый номер "Журнала трансперсональной психологии" (The Journal of Transpersonal Psychology). Основатели трансперсональной психологии устремились в бескрайние пространства духа, они углубились в историю религии, психологии и культуры и среди своих предтеч указывали и американца У.Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "Многообразие религиозного опыта", и швейцарца К.-Г.Юнга, обогатившего психологию мифическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, и итальянца Р.Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.
Трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и ненаучности, а значит - в несовместимости со здравым смыслом и современным научным мышлением, в чем ее первоначально и обвиняли. Но эта ситуация резко изменилась за первые десять лет существования Ассоциации за трансперсональную психологию. Стало ясно, что трансперсональная ориентация далеко превосходит узкие границы психиатрии, психологии и психотерапии. За это время установились важные связи с революционными открытиями в других научных дисциплинах, в частности, в физике.
Станислав Гроф считается одним из ведущих специалистов в трансперсональной психологии, он имеет степень доктора медицины. Первоначально, в середине пятидесятых годов, эксперименты С.Грофа были связаны с психодислептиками*1, это время активного легального изучения действия наркотиков на организм.
Древние люди знали и другие способы проникновения в глубины сознания. "...во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания... шаманизм насчитывает около 40 000 лет. Системы медитаций йоги сформировались не позднее 10 000 лет до н.э. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий: в монашеской византийской и древнерусской традиции, в исихазме*2 и многих сектантских течениях в христианстве, в суфизме*3 в исламе, в различных йогических практиках в индуизме, в школах дзен в буддизме и каббале*4 в иудаизме. Широко использовались специальные растения - грибы, кактус пейотль, препараты конопли, травы. Следующим способом вхождения в эти состояния, который был известен с очень давних времен, является голодание. Как известно, почти все основатели мировых религий пользовались методами аскетизма*5. Менее известны такие способы, как преодоление сна и бичевание. Более распространены танцы, песнопения, барабанная дробь и грохот. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых, лечения больных. В жизни возникают обстоятельства, когда измененные состояния сознания возникают спонтанно: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и так далее. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах". Такие состояния сознания, которые раньше трактовали как галлюцинации, пограничные состояния психики, психологи назвали измененными или расширенными состояниями сознания.
В 1987 г. Всемирной организацией здравоохранения было запрещено использовать с лечебной и экспериментальной целью препараты наркотического действия. Исследователи стали искать более приемлемые пути самоактуализации личности. Некоторые экспериментаторы пытаются сейчас работать на препаратах, разрешенных в анестезиологии. У.Рассел, чтобы обрести способности к сверхчувственному восприятию, подвергал себя специальной тренировке, активно практиковал медитацию. Дж.Лилли, известный американский врач и исследователь в области космонавтики, изучающий религиозные и социальные ритуалы, посмертный опыт, глубины психики, прибегал к изоляции, чтобы вызвать в себе океаническое чувство, ощущение безбрежности психики и другие явления, свидетельствовавшие о нашей связи с мировым целым, со Вселенной, что пробуждало ото сна давно уснувшие воспоминания, хранившиеся в глубинах психики. С.Гроф также отказался от применения наркотиков.
В 1984 г. С.Грофом был предложен более естественный и безопасный метод, относящийся к дыхательным техникам, - голотропная терапия*6. Дыхательные техники известны давно, но были заново открыты в семидесятых годах. С.Гроф обнаружил, что интенсивное, более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, со специфическими приемами работы с телом в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и аффекты, как при использовании ЛСД-25, и такие же терапевтические и интегративные возможности. Гроф разделял два вида сознания: одно - ориентированное на осязаемую реальность, а второе - направленное к неосязаемой внутренней реальности. Важно различать их так, чтобы переживания одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой, считает ученый. Оба состояния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно.
В настоящее время в нашей стране в рамках данного направления психотерапии создана Международная ассоциация свободного дыхания, которая вот уже несколько лет организует международные конференции, школы, тренинги, выпускает большое количество литературы.
Свободное дыхание возникло как синтез различных методик, использующих связное осознанное дыхание (ребефинг, вайвейшн*7 , голотропная терапия и др.). Специалисты, использующие эти психотехники, называют их интегративными. Это понятие было введено в ребефинге Дж.Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания - слияния части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, запретное желание и др.). В процессе*8 связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности, то есть происходит интеграция этого материала. Тот материал, который в прошлом был оценен как вредный, опасный, болезненный, греховный и так далее, переоценивается, и возникает возможность извлечь из него пользу. Происходит восстановление целостности сознания: та энергия, которая до этого в огромном количестве уходила на подавление, высвобождается и становится доступной личности для радости, любви, творчества, расширяется реальное поле выбора.
Интеграция - эффектный термин, но следует признать, что в любой технике психотерапевт стремится объединить разрозненное в целое, добиться интеграции.
Непрерывное связное дыхание, которое лежит в основе свободного дыхания, имеет аналогии в других древних психотехниках, в ритуалах шаманов, но механизмы данных методов не объяснены. Техника внешне проста: проводится серия инструкций о дыхании, о том, как дышать, как слышать музыку. Дышащие укладываются прямо на голый пол и при сопровождении музыки начинают связно дышать, как показал инструктор. Человек спонтанно должен довериться голосу своего внутреннего естества, своему организму, должен быть расслабленным, раскрепощенным, не должен пугаться внутренних ощущений, относиться к ним с легким любопытством, без анализа, без попытки это интерпретировать. "Пусть все идет своим чередом, наше тело умнее нашего разума, будьте спонтанны, - учит инструктор, - смейтесь, плачьте, умирайте и входите в измененные состояния сознания".
Разница между большинством видов психотерапии и работой в техниках свободного дыхания под наблюдением напарника и инструктора заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний пациента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в техниках свободного дыхания возникает внутри самого клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим. Считается, что у пациента существует нечто типа внутреннего радара, который находит наиболее подходящее, органичное переживание в каждый данный момент.
В трансперсональной психотерапии возник термин измененных или расширенных состояний сознания. Термин условный, разные специалисты вкладывают разные представления в его определение. В европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания, говорят о расширенных, гипнотических, психоделических, трансовых и иных состояниях. К этим состояниям относят состояние болельщиков, которое они испытывают, когда команда выиграла, и они готовы обнять весь мир, состояние моржующихся, бегунов, делающих пробежки по утрам. В этот разряд относят даже сон, состояние влюбленности, считая его специфическим, раз влюбленный видит мир и предмет своей любви в розовых красках. Считают, что эти состояния объединяет физическое чувство удовольствия, что людям, испытывающим это состояние, мир видится в других красках, без внутренней тревоги, наступает чувство гармонии, радости.
Делаются попытки классификации этих состояний, но приходится признать, что "определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественную разницу между ними". Другие специалисты считают, что расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитации и других способах достижения измененных состояний сознания, также отличается от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя и наркотических препаратов.
Методы техник свободного дыхания включают также такой аспект, как работа с аффирмациями*9 - нахождение какой-либо ограничивающей неосознанной мысли, перевод ее в положительное, высвобождающее утверждение и многочисленное повторение ее. Процесс работы с аффирмациями основан на концепции "мысли творят реальность".
Первоначально С.Гроф работал в русле традиционного психоанализа, подвергая фрейдизм значительной реконструкции. После того, как С.Гроф перешел к использованию новых методов, было замечено, что извлечение психологического конфликта из глубин психики происходит значительно быстрее, чем при психоаналитической беседе. Если в классическом психоанализе на его выявление уходят месяцы, а подчас и годы, то в техниках свободного дыхания это возможно за несколько сеансов. При этом ученый натолкнулся на глубинные уровни, определяющие личность как таковую, переживания пациентов обрели трансперсональный характер, сходный у всех пациентов, несмотря на разные жизненные ситуации, истории болезни. Оказывается, в подсознании можно обнаружить некие кладовые памяти, которые не обнаруживают своих сокровищ в обычном состоянии. Человек способен вспомнить всю свою жизнь, вызвать из глубин подсознания такие картины, которые, казалось бы, никогда не гнездились в активной памяти. Активное сознание не имеет никакого представления об этих драмах и психических травмах, но бессознательное хранит любую зарубку.
Человек воспроизводит всю свою жизнь, начиная от тайны рождения. Двигаясь еще дальше по шкале времени, он способен увидеть и предшествующую смерть, за которой и последовало новое воплощение. В сессиях человек проходит стадии агонии, смерти и повторного рождения. Драматические переживания самого разного рода происходят с такой живостью, реальностью и интенсивностью, какие могут сравниться с обычным восприятием материального мира или превзойти его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит на первом месте, но вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда могут слышаться отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности. Интенсивная физическая боль и другие соматические*10 ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании, иметь в нем важную роль.
Как пример привожу описание процессов в технике ребефинга с использованием музыки моей пациентки Н.
1-й процесс.
Ощущение, что через макушку головы вливаются различные цвета. Ощущение себя как маленькой яркой точки-звездочки, сидящей на краю земли. Вокруг мириады звезд, галактик. И потом ощущение себя как бы внутри этого мироздания, ощущение радости оттого, что ты - это частица Космоса, как Космос - это частица тебя. Я и Космос едины. Ощущение того, что дыхание мое сливается с дыханием Космоса, ощущение единого ритма, единой вибрации. Радость, счастье от этого.
Я - монах в Китае, очень высокий. Желтая одежда, длинная коса. У меня есть брат-близнец. Мы направляемся в храм на берегу озера. Водоем в форме квадрата.
2-й процесс.
Тема: "Почему я встала на путь целительства?".
Я ощутила себя маленьким тибетским мальчиком, мне лет шесть-семь. Иду по долине по высокой траве по пояс, вокруг высокие горы, постепенно поднимаюсь по тропинке все выше. Подхожу к келье у подножия какого-то склона. В келье сумрачно. В углу на жестком ложе лежит старик в белой одежде, у него большая белая борода. Ему очень плохо, так как у него больное сердце. Я подхожу к старику, подаю ему лекарства, которые сам приготовил, - это настои трав. Старик пьет, но ему не помогает, и он умирает. Я хочу научиться тому, как помогать людям, хочу знать, как бороться со смертью. В слезах я выхожу из кельи. Я совсем одинок. С чувством отчаяния, беспомощности, что не смог, не сумел помочь старику, иду по тропинке обратно на луг. Вдали вижу людей, собирающих травы, на горе виден монастырь, в который я направляюсь.
Потом я вижу себя юношей, сидящим с книгой перед учителем. Осознание того, что я уже могу помочь, приходит ко мне, что я знаю, что и как делать. Затем я вижу себя в отдельной келье. Передо мной в плошке горит огонь. Вокруг много книг, одну из них я читаю, но букв не вижу. Позже я готовлю настои из трав. Около меня два ученика - маленькие мальчики, которым я показываю, как готовятся лекарства.
Вижу себя в медитации на высокой горе. Появляется ощущение единства с космосом, с Высшим разумом. Но само состояние можно выразить как полное спокойствие. Осознание величия этого единства.
Мне говорится, что нужно идти по пути знания и света. Меня опять охватывает чувство радости.
3-й процесс.
Ощущаю себя балериной, но чувствую, что у меня сломаны ноги. Они все искорежены. Я танцую только руками. Встать, сколько бы я ни пыталась, не могу. Чувство бессилия, отчаяния, что я уже никогда не смогу танцевать. Страшная боль в ногах, их скручивает, сводит. Ощущение такое, что каждая косточка сломана.
4-й процесс.
Ощущение практически то же, что и в прошлом процессе, но ноги уже начинают шевелиться, в них появляется тепло. Ощущение того, что кости все целы, и я скоро смогу танцевать.
5-й процесс.
Ощущения те же, что и в предыдущем процессе, и что я скоро смогу танцевать. Я поднялась и начала танцевать. Провела полную разминку: все проходы, повороты, прыжки. У меня все получилось, ура! Радость и чувство счастья опять охватили меня. Потом я устала, но ощущение радости не покидало меня.
Увидела себя в каком-то зале рисующей. Затем подошла к роялю и заиграла, начала петь. Было ощущение, что если я спою все верно, не фальшиво, то сразу вспомню, кто я, откуда и зачем. Но голос постоянно срывался. Я была в отчаянии, кто же мне сказал, что я могу и буду петь, что у меня оперный голос. Это же просто бред, я ничего не могу, ничего не умею. Разнообразно модулируя голосом, я старалась петь, но голос срывался. Пыталась петь "Аве Мария", но ничего не получалось, тут чей-то чистый голос подхватил мелодию и повел меня за собой. У меня наконец-то получилось! Успокоилась, но чувство удовлетворения ко мне не пришло.
Потом ощутила себя тибетским монахом-воином. Я отрабатывала разнообразные удары руками, ногами, головой. Вырывались воинственные крики "ха!", и, мне кажется, это пугало окружающих. Испытывала чувство некоторого странного отчуждения от всего, что все как бы идет мимо меня и меня не касается. Я - этакий чурбан с глазами - полное отсутствие эмоций, ледяное спокойствие и уверенность в своих силах.
Бой. Ощутила, что меня смертельно ранили в живот. В области груди ощущение, что меня как бы проткнули мечом или пикой. Я потеряла своего брата-близнеца. В момент смерти я ощутила, что он где-то рядом, но помочь я ему уже не смогу, он тоже погибает. Чувство одиночества, и все исчезло.
Заметки психотерапевта: В этом процессе Н. вела себя очень активно, встала и стала проводить разминку у воображаемой перекладины, а потом стала танцевать, да так искусно, что невозможно было поверить, что никогда в этой жизни она не обучалась никаким видам танца. Она принимала позиции, делала классические па. Я пригласила в зал коллег-психотерапевтов, которые в данное время находились в Центре клинической психотерапии, все были очарованы и удивлены.
6-й процесс.
Опять ощущение, что я - тибетский монах. Опять те же упражнения, но фон мягче. Просто отработка движений, а не бой. Возникло чувство неудовлетворенности, когда хотела отработать удар ногой в прыжке через голову и крикнуть "ха!", но побоялась, что могу задеть кого-нибудь из лежащих около меня людей, находящихся в процессе. И я оставляю эту затею, ложусь, дышу и вдруг начинаю говорить по-китайски, отчего мне становится очень смешно. Язык можно просто сломать.
Потом я попадаю в темную пещеру, из которой очень хочу, но не могу выбраться на свет. Я знаю, что выход есть, но меня что-то не пускает. Тесно, темно, душно; я хочу выбраться из этого каменного мешка, но ничего не выходит. Я плачу, кричу, зову на помощь, и помощь приходит. Я выбираюсь за голосом Наташи, которая была рядом в процессе, на свет. Вижу голубое небо, купаюсь в лучах солнца, мне хорошо и радостно.
Заметки психотерапевта: В этом процессе Н. опять вела себя активно, на этот раз она использовала движения, известные нам из классических единоборств, они были очень профессиональными, сложными и красивыми. Этому она также никогда не училась. Мне пришлось освобождать для нее больше места и охранять окружающих, а она в это время в упоении активно двигалась, и в один из моментов было заметно, как готовится к прыжку через голову. А потом вдруг заговорила на каком-то восточном языке. В этот момент я очень пожалела, что у меня был только один магнитофон, который использовался для музыкального сопровождения процесса, и я не смогла записать ее речь.
7-й процесс.
В процесс вхожу очень быстро. Сначала ощущаю себя балериной, потом монахом. Потом слышатся звуки барабана, и я ощущаю себя в Африке танцующей в кругу соплеменников вокруг хижины, крытой не то листьями, не то соломой. Все танцуют под ритмичные звуки музыки, ритм ускоряется. Я быстро кружусь, при этом наступают ощущения, как при асфиксии*11, но быстро проходят. Ощущаю себя в темной пещере. Здесь очень хорошо, уютно, тепло. Чувство спокойствия и защищенности, уверенности. Мне никуда не надо уходить, мне здесь хорошо. Но слышится музыка извне, она зовет за собой, говорит как бы: "Иди сюда, здесь так красиво, так светло, так хорошо". Но меня обуяла лень, мне и здесь хорошо. Когда же вдали блеснул свет, я, делая всем большое одолжение, направилась посмотреть на него. Я иду к свету, и вдруг меня охватывает чувство ужаса и страха: проход узкий, меня облепило что-то, я задыхаюсь. Хочу вернуться назад, но не могу, так же, как и не могу идти вперед. Я барахтаюсь, прорываюсь, но у меня ничего не получается. А мне уже кричат: "Шевелись, лентяйка!" А я так устала, я уже ничего не хочу. Чувство огромной усталости наваливается на меня, хочу отдохнуть. После того, как отдохнула, стала совсем задыхаться и думаю: "Пойду-ка я дальше, уж хуже, чем здесь, там не должно быть, по крайней мере там светло". Я выбираюсь, и тут меня начинают дергать за руки и за ноги. Мне жарко, в груди разливается огонь. Мне плохо, опять чувство асфиксии, какой-то пены во рту.
Все вокруг начинают суетиться. Вижу одну из дам: пожилая, строгая, с пуком волос, уложенным на затылке. Она говорит: "Слушайте, она не дышит". Меня охватывает чувство протеста, и я так важно говорю: "Чего это я не дышу, я дышу, только очень тихо, вот вы и не слышите". Потом говорят: "Она не смотрит", - на что я возражаю: "Что это я не смотрю, я очень даже хорошо смотрю и всех вижу, только здесь яркий свет, поэтому я глаза зажмурила". Потом они говорят: "Она не кричит". Тут я уж вовсе возмутилась: "Что это я не кричу, очень даже хорошо кричу, только тихо. Я просто не люблю громко кричать и вообще не люблю, когда вокруг громко говорят. И сама я вся тихая". Потом я чувствую, что лежу, а рядом кто-то курит. Я возмущаюсь по этому поводу: "Фу, какая гадость, женщины курят! Женщины вообще не должны курить, тем более что здесь маленькие дети лежат. Просто можно задохнуться и умереть от этой гадости".
Потом мне становится очень хорошо. Я становлюсь такой гибкой, вальяжной. На меня поплыл чистый, голубой свет. Вижу Наташу из нашей группы, она мне улыбается, и от нее идет такой чистый, розовый свет. Два цвета сливаются, и получается нежно-фиолетовый с золотыми звездочками. В стороне вижу Аню, которая так жалобно на нас посматривает. Я ее зову, и, когда она подходит, начинает пробиваться нежно-зеленый цвет. Потом я вижу всю нашу группу, Наташеньку Демину в таком золотом ореоле. Столько света от нее, но он не слепит, а греет, зовет нас. Мы все вместе беремся за руки и уносимся ввысь к звездам.
Потом я ощущаю себя вновь тибетским монахом, только уже старым. Я сижу на высокой-высокой горе. Внизу в долине течет река, растут деревья, вокруг горы высокие, снежные. Каждая гора звучит своим голосом, как колокольчик, у каждой свой звон. Этот звон плывет над долиной. Чувство тихой радости, единения: я во всем, и все во мне. Спокойствие, величие, единство с космосом, с Высшим разумом, он во мне, и я в нем. Огромное желание, чтобы все живущие на Земле, во Вселенной почувствовали это мое состояние, желание поделиться со всеми, научить всех, чтобы они поняли, как это прекрасно!
8-й процесс.
Состояние радости, счастья, желание поделиться со всеми этим состоянием всеобъемлющей радости. Работа с телом - прорабатывались все суставы, косточки. Ощущение тепла во всем теле. Ощущение такое, как будто тело в состоянии невесомости или в воде.
9-й процесс.
Работа по снятию блоков с привлечением диагностики. Проработка проблем детского возраста четырех-пяти лет, десяти лет, проблемы "потери защитника". Осознание того, что я уже никому не смогу отказать, если обратятся за помощью, даже онкологическому больному.
Пришло ощущение, что я не боюсь ничего того, о чем все говорят: "Нельзя, нельзя!" Но я думаю, что можно, что смогу помочь прекрасно. Пришло осознание, что, если будет нужно, космос мне откроет то, что я знала по тибетской медицине. Сейчас я этого, к сожалению, не помню. Пришла мысль, что если я смогу родиться, то я сразу вспомню все, что знала о Востоке.
10-й процесс.
Состояние некоторой онемелости, боль, на которую я даю аффирмацию: "Я принимаю эту боль, я люблю ее, она не бесконечна, все будет прекрасно!" Боль отходит, но возникает сухость во рту, какая-то густая пена выходит из бронхов и легких. Становится легче дышать.
Реальный момент жизни: мне три-четыре года, я рисую на листе иероглифы, но мне говорят, что лучше бы я рисовала домики. Я объясняю, что пишу буквы по-китайски, но надо мной смеются, говорят, что надо рисовать, а не писать каракули. С обидой ухожу. Позже прошу, чтобы меня учили говорить по-китайски. Когда мне в этом отказывают, я возмущенно и удивленно восклицаю: "Неужели во всем городе нет ни одного китайца?!"
Следующая картинка: мне около года, я пытаюсь ходить, но все время шлепаюсь. Всем весело, они смеются, а мне очень обидно, и я кричу: "Я не хочу вашу манную кашу! Закормили меня, я теперь толстая и ходить не могу, а вы смеетесь. Ешьте сами свою кашу".
...Начинаю заниматься с телом, делаю различные позы йоги, подключила мантру "а". Мне говорят, что нужно держать позу и петь мантру до тех пор, пока звук не станет чистым. Поза для меня сложная: рукам и ногам больно, все тело выворачивается. Я начинаю вопить, что это не лечение, а мучение, чтобы меня отпустили. Но постепенно боль уходит, звук становится чистым. Ура!
Какая я, оказывается, ворчливая. Ведь нельзя же так! Но, с другой стороны, надо же было мне когда-то выговориться, снять с себя эти блоки-зажимы. Зато теперь все внутри прогрелось, все косточки-суставчики, и так стало хорошо и легко.
Во время обсуждения ловлю себя на мысли, что боюсь пропустить что-нибудь из того, что скажет Наташа. Внутри ощущение тревоги и страха, что чего-то не пойму, чего-то не услышу, не смогу воспринять и осознать. Преследовало это состояние до тех пор, пока все не написала на листе, и сразу пришло состояние радости, счастья, хочется петь, танцевать, летать и прыгать. Как жалко, что нет рядом никого из наших, с кем можно было бы этим поделиться. Они-то мне не скажут, что "крыша поехала", а порадуются вместе со мной. Как же хорошо, что рядом есть такие хорошие, добрые, родные, дорогие!
Я всех, всех, всех люблю! Я свободна, я счастлива, я ничего не боюсь, так здорово! Ура! Я все пойму, все восприму, все увижу, все услышу, все усвою, все смогу. Как прекрасна, как удивительна жизнь! Спасибо всем, спасибо!
О других конкретных процессах у пациентов можно прочесть в работах психотерапевтов Н.Коляну и В.Морозова, журналиста М.Дмитрука, который сам участвовал в тренингах свободного дыхания.
С.Грофом было выделено четыре основных типа переживаний в процессах: "Самые поверхностные из них - в смысле их легкодоступности для среднего человека - это абстрактные или эстетические переживания. В них нет особого символического содержания, связанного с личностью, и их можно объяснить на языке анатомии и физиологии органов чувств, как это делается в традиционных медицинских учебниках...
Следующий тип или уровень переживаний - психодинамический, биографический или вспоминательный. Он включает комплекс вновь эмоционально проживаемых воспоминаний из разных периодов жизни индивидуума и символические переживания, которые можно расшифровать как вариации или рекомбинации биографических элементов - довольно схожие с образами сновидений, как их описывают психоаналитики...
Что действительно может как-то удивить, так это возможность в некоторых случаях оживить воспоминания первых дней или недель жизни с почти фотографической точностью в деталях. Кроме того, чрезвычайно важными оказались воспоминания о тяжелых телесных травмах - эпизодах, когда индивидуум тонул, ушибался, попадал в аварии, переносил операции и болезни. Такая память была важнее памяти о психологических травмах, на которых сосредоточились современные психологи и психиатры...
Более серьезные концептуальные проблемы связаны с третьим типом переживаний - перинатальными... это наводит на мысль, что человеческое бессознательное содержит хранилища или матрицы, активация которых ведет к повторному проживанию биологического рождения и к серьезной конфронтации со смертью. Этот процесс смерти и повторного рождения связан, как правило, с открытием внутренних духовных областей в человеческом сознании, не зависимых от расового, культурного и образовательного фона...
В перинатальном опыте принявшие ЛСД могут заново переживать элементы их биологического рождения во всей их сложности и иногда с объективно проверенными деталями. Когда условия способствовали тому, я мог убедиться в точности многих подобных отчетов; часто в таких случаях индивидуумы до сеанса не знали обстоятельств своего рождения. Им удавалось вспомнить особенности и аномалии утробного положения, детальную механику родов, характер родовспомогательного вмешательства и частности послеродового ухода, переживания, связанные с ягодичным предлежанием, предлежащей плацентой, пупочным канатиком, обвитым вокруг шеи, применением касторового масла во время процесса рождения, использованием щипцов, разными акушерскими приемами, различными видами анестезии и реанимационными процедурами...
Наиболее критический и серьезный вызов ньютоно-картезианской механистической модели Вселенной исходит от последней категории психоделических явлений - целого спектра переживаний, для которых я подобрал термин "трансперсональные". Общим знаменателем этой богатой и разветвленной группы необычных переживаний является ощущение индивидуума, что его сознание расширилось за пределы эго и трансцендировало границы времени и пространства.
Многие из переживаний, принадлежащих к этой категории, можно интерпретировать как регрессию в историческое время и исследование биологического, культурного или духовного прошлого. Довольно часто в психоделических сеансах доводится испытывать достаточно конкретные и реальные эпизоды жизни плода и эмбриона. Многие сообщают о ярких фрагментах опыта на клеточном уровне сознания, что отражает, по-видимому, их существование в форме спермы или яйцеклетки во время зачатия. Иногда регрессия идет еще дальше, и у индивидуума возникает убедительное чувство повторного проживания эпизодов из жизни биологических предков или даже погружения в общий фонд коллективной и расовой памяти. Иногда люди под действием ЛСД сообщают о переживан
Авторство не указано
Дата опубликования: 24.04.2007
"Трансперсональная психология и мистические переживания"
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Полностью
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=transpersonalka&art=1130" |
|