добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 02.03.2020

Крах круизных компаний
или экономика чиновничьего беспредела

  • 2 мар, 2020 в 2:08

Давайте рассмотрим экономические последствия действий властей на примере одной отрасли мировой экономики – морских круизов на суперлайнерах. Как известно, в рамках паники, вызванной  неадекватной реакцией на очередную эпидемию респираторных заболеваний, было задержано несколько лайнеров, и туристы неделями содержались в карантине. Реакция рынка на этот стресс понятна: пошёл массовый отказ от путёвок на такие круизы, а на сайтах продаж пошло заметное снижение цен.

Дело не в конкретных потерях конкретных компаний: они это переживут, да и страховщики часть возместят. Дело тут как раз в реакции рынка и её последствиях.

Допустим, что власти больше дурить не станут, и задержаний лайнеров не будет (вот такой я оптимист – верю в умственную дееспособность политиков). Какие последствия будет иметь уже полученный рынком шок?

Во-первых, спрос на путёвки неизбежно сократится как минимум на 20% (а по опыту последствия шока 11 сентября может и больше). Восстановление спроса будет идти не меньше трёх лет – если начальство не продолжит и дальше пугать несчастных пенсов. Публика на круизах крайне пожилая, консервативная, пугливая и верящая СМИ – пенсионеры. Молодёжь там экзотика. Скажем, на моих семинарх-круизах несколько молодых людей было, но это были все молодые люди на лайнере.

Учитывая, что бизнес не самый высокомаржинальный, это означает, что круизные компании будут года три работать без прибыли. Попытка повысить цены повлечёт такой спад продаж, который снизит поток доходов. Снижение цен может восстановить поток как раз за счёт привлечения молодёжи, но доходы всё равно не повысятся. А лайнеры надо амортизировать.

Итак, восстановление отрасли произойдёт в горизонте трёх лет, если:
- не случится общего спада экономики;
- власти не будут больше наносить по отрасли шоковых ударов;
- сами компании не сделают экономических ошибок в ценообразовании (наподобие как греки после олимпиады – за те ошибки до сих пор не могут расплатиться).

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, спад отрасли может затянуться настолько, что можно будет говорить о её закате.

Как будет выглядеть закат?

Во-первых, круизные компании сделают упор на эксплуатации всё более старых лайнеров, не вводя новые в строй. Это не сильно снизит издержки, но позволит избежать крупных капиталовложений. В результате степень гламурности круизов резко снизится, а новых лайнеров, типа тех, что последнее время вводились в строй каждые 5-7 лет новая серия, мы не увидим ещё лет двадцать.

Во-вторых, многие просто уйдут из бизнеса: сокращение спроса потребует и сокращения предложения. Круизы из доступных среднему классу и пенсионерам постепенно снова станут превращаться в доступные лишь верхним 5%.

Уже сегодня руководство компаний вынуждено задуматься об этой перспективе. Поэтому все заказы на будущие лайнеры, которые ещё не начаты постройкой, остановлены. Для судостроительной отрасли это означает отсутствие крупнотоннажных заказов примерно на десятилетие. Вряд ли освободившиеся мощности удастся загрузить коммерческими судами.  А отрасль тоже не самая высокомаржинальная. В результате отрасль будет работать без прибыли или с минимальной, или (что вероятнее) кому-то придётся уйти.

Банкротство итальянских и корейских судостроителей будет не  самым приятным событием и для банковской системы. Но у неё впереди события куда менее приятные и более масштабные, так что этим можно пренебречь.

Такая вот хрупкая штука мировая экономика. За тупость чиновников и трусость политиков и бизнесу, и потребителю приходится платить весьма дорого.


Обсуждение https://shel-gilbo.livejournal.com/341573.html

 

Подписаться на Telegram канал shel_gilbo

 

7-14 марта Тенерифе
семинар+клубный отдых
Ревущее десятилетие 2020х
:
через кризис к успеху


1-7 мая Смолячково
весенний семинар-лагерь
Управление реальностью:
выработка готовности


9-11 мая Петербург
семинар Е.В.Гильбо
Бесструктурное управление:
техника и искусство