добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Человек-Оружие

ВВЕДЕНИЕ (часть1)

Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один - сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто померяться силами. Второй - вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?

Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.

Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач - незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.

Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом "розочкой" снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате - трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя. Но у того было главное преимущество - жесткая психологическая установка.

Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя. Когда-то давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бодхидхарма, или "Закон Разума". Это был двадцать восьмой патриарх исторического буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японского Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодаидарума. Этот человек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражаться голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей:

Сказал мудрый учитель Дарума:
"Я покидаю вас,но знание,
принесенное мною,
останется с вами навеки
- высшая медитация дхьян,
закалившая дух ваш и тело,
и великое древнее искусство
боя голыми руками.
Дабы не были вы беззащитны
перед лицом врага ".
Так сказал учитель Дарума,
когда покидал Шаолинь.

"Высшая медитация, закалившая дух и тело", на мой взгляд, есть ни что иное, как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установки для достижения победы. И первую из них я бы сформулировал примерно так: если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ценой. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значительно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффективна, вернее, ее не всегда достаточно.

В этой книге мы рассмотрим несколько основных внутренних установок психики бойца, а главное, я попробую научить вас переводить эти установки с уровня сознания на уровень рефлексов, на уровень мгновенных реакций нервной системы.

До нас дошло еще одно высказывание неистового Дарумы. Вот оно:

"Я не учу вас приемам,
- так говорил Бодхидхарма.
- Я учу состоянию духа,
а приемы вы придумаете сами".

Возьмем знаменитые 18 положений рук, оставленных патриархом Чань монахам Шаолиня, что впоследствии были преобразованы в 72 движения, положившие начало великому множеству направлений и школ воинских искусств. По моему мнению, эти положения рук архата суть позиции для тренингов по самовнушению, а двигательные элементы, связующие их, - это лишь реализация функций самовнушения.

Нечто подобное тому, что я пытаюсь передать в этой книге, уже излагал в своих трудах величайший мастер боевых искусств двадцатого столетия Брюс Ли. Но, при всем моем преклонении перед этим знаменитым бойцом и учителем, мне приходится все-таки отметить, что он не был психологом, и все его приемы обучения опирались на традиционные восточные принципы, во многом чуждые западному уму.

Мой комплексный метод подготовки бойца, изложенный в этой книге, в чем-то также перекликается с Универсальной боевой системой (сокращенно - Унибос), разработанной Андреем Медведевым. Некоторые сходные черты можно обнаружить и в системе Тараса, которая, кажется, тоже называется "Боевая машина". Немало общего с тем, что я предлагаю, - в частности, в искусстве атаки, - можно найти и в славяно-горецкой борьбе, воссозданной Алексеем Константиновичем Беловым. Несомненно, все эти мастера немало сделали для формирования современной универсальной системы боевого искусства - относительно легкой в усвоении, высокоэффективной и чрезвычайно жесткой. И все-таки, не будучи профессиональными психологами, они упустили много важных, на мой взгляд, аспектов.

То, что я предлагаю читателю в своей книге, принципиально отличается от всех перечисленных методов подготовки бойца. В других школах, по традиции, начинают работу с двигательных рефлексов и, отталкиваясь от последних, переходят к сознанию и разуму. Я, напротив, начинаю с осознания психологических установок, чтобы затем вывести их на подсознательный уровень и перевести в плоскость двигательных рефлексов.

Как-то раз одному молодому участнику состязаний по каратэ выпал жребий встретиться на татами с противником, значительно превосходящим его квалификацией, опытом и силой. Пользуясь случаем, я провел небольшой психологический эксперимент. Напустив побольше туману, я доверительно сообщил молодому человеку, что храню таинственное жуткое средство, удесятеряющее человеческие силы, которое не уловит ни один допинг-контроль. Это снадобье, якобы, было передано мне одним из лам Ташилун-по. Перед поединком я тщательно отмерил ему пять капель чайной заварки из специально подобранного флакона причудливой формы.

Юноша выпил снадобье и сказал:
- Я что-то ничего не чувствую.
- Подожди, - ответил я. - Сядь, закрой глаза и посиди так пару минут.

Он послушался меня, и уже через минуту я заметил некоторое изменение в его внешности. У юноши чуть приподнялись скулы, лицо заострилось, стало жестче. Еще через минуту он открыл глаза, встал и спокойным ровным голосом, совсем не похожим на тот, каким он объяснялся со мною еще недавно, произнес:
- Ну, все. Я готов.

Вскоре объявили его выход, и началось настоящее чудо. Его маститый противник летал по тотами, как мячик, и молодой кара-тэист одержал яркую убедительную победу. После схватки он подошел ко мне и сказал:
- Вот это средство! Вот это сила! У тебя есть еще?

Вскоре объявили его выход, и началось настоящее чудо. Его маститый противник летал по тотами, как мячик, и молодой кара-тэист одержал яркую убедительную победу. После схватки он подошел ко мне и сказал:
- Вот это средство! Вот это сила! У тебя есть еще?

К сожалению, этим был сведен к нулю весь эффект внушения. В последующих выступлениях этот каратэист ни разу не добился сколько-нибудь значительных результатов.

Если человек поверил в свои возможности, в свои силы, или же, как в приведенном выше случае, если кто-то сумел заставить его в них поверить, то этим возможностям воистину не будет предела, вернее, предел будет определен верой человека. Это - непреложная истина.

При подготовке к экстремальным ситуациям я в свое время давал ученикам технику хождения по горячим углям. Однажды на занятиях двадцать человек один за другим проходили босиком по десятиметровой дорожке из раскаленных углей. Они шли с отрешенными лицами - каждый с внутренней верой, убежденностью, что он - сверхчеловек, заговоренный, которому не страшно ничто. Девятнадцать человек прошли этот путь, не дрогнув. Но двадцатый где-то посреди него случайно опустил глаза и увидел багровые пышущие жаром угли. В тот же миг на его лице отразился страх; он с криком повалился на бок и выкатился из зоны огня. Страх, только страх и неверие в себя привели этого человека к травме. Вспомнив слова из Евангелия, я подошел к нему, взял за руку и спросил: "Маловер, зачем ты усомнился?"

Итак, основа всего - вера. Запомните один из важнейших принципов самокодирования, направленного на повышение своих психофизических возможностей. Чтобы это работало, надо верить. Я нашел эти слова в одном из фильмов ужасов. Там есть такая сцена. Человек видит перед собою вампира и, припомнив, что нечисть, вроде бы, боится креста, срывает со стены распятие. Но вампир преспокойно забирает крест у него из рук со словами: "Чтобы это работало, нужно верить". Что поделаешь! Эти слова, хотя и сказаны нечистью, но справедливы, справедливы всегда, везде и во всем.

Мы - то, что о себе думаем. Если вы в глубине души ощущаете себя слабым, беспомощным, жалким существом, то, какой бы мощью ни обладали ваши мускулы, все равно в битве вы - ничто. Но, как только вы научились верить в то, что вы - настоящий герой, способный справиться с любыми трудностями, так это убеждение становится явью - и для вас самого, и для окружающего мира.

Итак, главное - внутренняя вера. Правда, и ее можно толковать по-разному. Вот забавный пример. Как известно, над дверью лаборатории великого Нильса Бора была прибита подкова. Кто-то из журналистов спросил его:
- Как же так?! Вы - физик, образованный человек... Неужели вы верите, что подкова приносит счастье?
- Нет, - покачал головою Бор, - конечно, не верю. Но подкова-то приносит счастье независимо от того, верю я в это или нет.

Точно так же обстоит дело и с техниками, которые я предлагаю вашему вниманию. Они работают, работают совершенно независимо от того, верите вы мне или нет. Верить нужно только в себя.

Каждый человек (как, впрочем, и вообще всякое живое существо) наделен инстинктом самосохранения. Только у человека, помимо этого благодатного инстинкта, имеется еще нечто такое, что стремится дублировать его функции. Это - страх. Страх не следует путать с инстинктом самосохранения. По сути, эти психологические явления диаметрально противоположны, хотя и имеют некоторое внешнее сходство.

Допустим, вы оказались в экстремальной ситуации. Что внушает вам инстинкт самосохранения? - Рвануться вперед и сокрушить преграду. А что диктует вам страх? - Сжаться в комок, закрыть глаза, застыть на месте - то есть покориться.

Человек развил в себе ум, разум, ставший для него одновременно и благословением, и проклятием. Несомненно, разум дает человеку силу, но одновременно и ослабляет его. Умение эффективно действовать в бою всегда является производной функцией от способности отключить свой разум. Повторяю, разум - это одновременно и двигатель и тормоз в развитии человека. Причем тормоз - в значительно большей степени, нежели двигатель. Дело в том, что страх - это порождение разума. Инстинкт же самосохранения - порождение тела.

Человек развил в себе ум, разум, ставший для него одновременно и благословением, и проклятием. Несомненно, разум дает человеку силу, но одновременно и ослабляет его. Умение эффективно действовать в бою всегда является производной функцией от способности отключить свой разум. Повторяю, разум - это одновременно и двигатель и тормоз в развитии человека. Причем тормоз - в значительно большей степени, нежели двигатель. Дело в том, что страх - это порождение разума. Инстинкт же самосохранения - порождение тела.

Запомните: никогда и никого страх не делает сильнее - он только ослабляет человека.

Существует много специальных форм тренинга именно для того, чтобы побороть в себе страх. Некоторые из них в виде формул самовнушения и аутотренинга будут предложены вашему вниманию в этой книге.

Дорогие читатели, умение победить в себе страх является одним из наиболее важных. Непонятно, каким образом разуму человека удалось установить тотальную власть над его действительно "мудрым" телом.

Для примера давайте разберемся: почему человек тонет? - Да потому, что он боится утонуть, и этот страх заставляет его как можно выше задирать из воды голову. В результате происходит неоправданный расход сил. Человек слабеет и не может противостоять стихии. Думаю, что профессиональные спасатели на воде в этом со мной согласятся.

Почему пешеходы гибнут на дорогах? Чаще всего человек успел бы еще выскочить из-под колес, если бы не страх, парализовавший его. Именно страх заставил беднягу либо застыть на месте, либо бессмысленно задергаться вперед и назад. В результате он пострадал.

Почему в уже приведенном мною примере великолепный самбист пропустил удар ножа, столкнувшись в реальном конфликте с противником, уступавшим ему во всем? Ведь этот самбист столь уверенно действовал на тренировках против серьезных соперников... Парня подвел страх, ослабивший его тело.

Инстинкт самосохранения - нечто совсем иное. Вам предстоит научиться его в себе пробуждать и культивировать. А это - важнейшее умение бойца. Чтобы обрести его, нужно пробиться сквозь пелену умственных наслоений к своему первозданному животному сознанию, которое одновременно является сверхчеловеческим.

Теперь я вкратце изложу одну простую социальную схему, точнее, схему социальной психологии, как я ее понимаю. Любое общество - рабовладельческое, демократическое, тоталитарное -можно условно уподобить отаре овец. Отару же составляют (или сопровождают) четыре категории существ. Во-первых, овцы. Их стригут, пасут, режут, перегоняют с лужка на лужок. Во-вторых, пастухи, которые решают, куда погнать стадо - в горы, на заливные луга, или же - к демократии, к коммунизму... В-третьих, сторожевые собаки, которые, следуя воле пастухов, непосредственно управляются с овечками и, в то же время, охраняют стадо. От кого? - От четвертой категории, от волков. С последними сторожевые собаки часто грызутся, но еще чаще мирно сосуществуют. Таков в общих чертах основной принцип построения любого общества.

Подумайте: к какой категории относите вы себя. К овцам? - Тогда закройте эту книгу и уберите ее куда-нибудь подальше. К пастухам? Если так, то вам стоит ее внимательно прочесть, хотя бы для того, чтобы уяснить для себя, какими возможностями будет обладать тот, кто решит не оставаться больше овцой. К сторожевым собакам? Что ж, вам пригодится "Человек-оружие".

Если же к последней категории, то знайте, волки, эта книга -ваша, ваша и тех, кто, не желая оставаться в овечьем стаде, стремится к вам примкнуть.

Чтобы выполнить любое неординарное действие, человек должен преодолеть множество барьеров. Первый из них - это барьер страха. О нем мы уже подробно говорили. Кстати, преодолеть его легче прочих. Второй барьер - догмы и комплексы.

Любой человек изначально намеренно "закомплексован"; он постоянно сам перед собою воздвигает барьеры - психологические, физические, эмоциональные, психоэмоциональные. Умение преодолевать их является важнейшим, ибо только с его помощью высвобождаются внутренние силы человека. Эти силы незримо присутствуют в каждом из нас, лишь изредка проявляя себя в экстремальных ситуациях. Вы не можете раскрепостить полностью мышление своего тела, пока над вами довлеют заповеди, законы, нормы. Как только вы сумеете отринуть их, вы сразу же ощутите свободу. Нет незыблемых этических принципов "хорошо-плохо". Чтобы овладеть системой "Боевая машина", необходимо понять, что все введенные в вас прежде установки и принципы лишены для вас какого-либо смысла. Любой общественный свод законов - от уголовного кодекса до норм поведения в гостях - основан на изначальных заповедях. Важнейшая из них - "не убий". Хорошая заповедь? - Согласен, неплохая. Но кто ее придумал и для чего? - Логично предположить, что она установлена пастухами для овец, чтобы не сокращалось их поголовье.




Следующий отрывок из курса:

Ключевые слова страницы "ВВЕДЕНИЕ (часть1)"
(раздел "Человек-Оружие"):

научиться власть искусство бойца высшая перечень получения книгу закон машина мастер собаки книга заставки молодой общество Китай вера игра