добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Материалы к семинару в Киеве 2007 МАГИЯ БЕЗ МИСТИКИ

Холотропное дыхание


Метод холотропного дыхания был основан Станиславом Грофом. Слово "холотропный" буквально означает "стремящийся к целостности" (от греч.: "holos"- целое и "trepein"- движущийся в определенном направлении, направляющийся).
Процесс проводится в парах со сменными по очереди ролями, где один – ситер, а другой – холонавт. Ситер – человек, обеспечивающий пространство безопасности и оказывающий помощь, включая специальную работу с телом. Холонавт – человек, находящийся в дыхательном процессе. Холонавт полностью отдается прцессу , в котором эмоционально и телесно отреагирует поднятые переживания. Дыхание без пауз. Частота и глубина дыхания определяет степень погруженности в расширенное (измененное) состояние сознания. В начале процесса дыхание может быть форсированным. Процесс проходит под специально подобранную музыку, способствующую процессу. Длительность процесса составляет от 1,5 до 3 часов. После завершения процесса обязательное рисование мандалы т.е. отражение в рисунке опыта переживаний в ИСС. Затем проводится обсуждение и демонстрация мандал. Интерпретация мандал инструктором или членами группы не рекомендуется.

Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы .

Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного.

С. Гроф отмечает, что эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с вне биографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, характеристиками перинатального уровня и широким спектром факторов трансперсональной природы. Гроф утверждает что, узкие "биографические" представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой, что подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем, что представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни.

Метод холотропного дыхания является, в отличие от других дыхательных ИИПТ, наименее манипулятивным, поскольку терапевт и клиент не привносят своих ожиданий и концепций в содержание поднимающегося материала. Это является важнейшим принципом холотропного дыхания, и обеспечивает его преимущества по сравнению с другими методами.

Внутренняя мудрость индивида выбирает именно тот тип дыхания, то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени, это внутренний радар, безупречно находящий актуальную проблему для психики, точно находящий эффективный способ разрешения травмирующей ситуации; Именно доверие к внутренней мудрости, внутренне присущим человеческой психике механизмам самоисцеления, позволяет наиболее быстро поднять и проработать самый актуальный в настоящий момент материал бессознательного, независимо от интеллектуальных ожиданий.

Метод холотропного дыхания включает в себя три основных этапа работы с клиентом:

1) знакомство и подробное обсуждение проблем, личной истории, желаемой цели; подготовка к эмпирисческому самоисследованию;

2) сессия холотропного дыхания;

3) многоуровневая интеграция полученного опыта.

Сессии дыхания проводятся как индивидуально, так и в групповом формате. Используется более глубокое и частое дыхание, чем обычно, без каких-либо ограничений и специальных рекомендаций. Вторым важным элементом, активирующим бессознательное, является использование побуждающей музыки. Во время эмпирического самоисследования создается психологическая атмосфера поддержки всех возникающих переживаний без интеллектуального редактирования их содержания. Кроме того, в случае необходимости используется работа с психосоматическими симптомами.

Структура поступенчатой интеграции полученного опыта обеспечивает эффективную трансформацию личности клиента.

Помимо вышеупомянутого основного принципа, холотропная терапия основана на следующих положениях:

1). Личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный психодинамический смысл, они являются следствиями причин из личной истории клиента, причем причина и следствие образуют некоторую целостность - целостность психической реальности (ЦПР);

2). Человеческая психика имеет необходимость в удовлетворении такой базовой потребности, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования;

3). Личность - уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций, и сохраняет качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность представляет собой систему напряжений между "Я" и "не-я", "так" и "не так";

4). Осознанное дыхание - естественный физиологический механизм для вхождения в РСС- расширенными состояниями сознания;

5). В РСС происходит взаимодействие с проявленным материалом бессознательного с целью его трансформации и интеграции;

6). Содержание дыхательного процесса, независимо от того на каком уровне он протекает (биографическом, перинатальном – БПМ, трансперсональном) всегда отражает особенность внутреннего конфликта и пути его решения;

7). Внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне;

8). Прохождение в измененном состоянии сознания целостного опыта смерти - рождения, а также трансперсональных переживаний, как правило, приводит к глубоким трансформациям личности, изменяя доминирующие установки, ценностную ориентацию и мировоззрение в целом;

9). Опыт переживания целостности психической реальности невозможно передать на языке логики, в европейском способе мышления не существует языка, способного ретранслировать целостные ситуации опыта, целостные переживания. Следовательно, в ИИПТ необходимо употреблять символический, метафорический, образный и другие языки, которые, однако, также будут иметь свои ограничения в передаче опыта переживания ЦПР.

Герман Карельский
Дата опубликования: 19.04.2007


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=transpersonalka&art=1125"

Ключевые слова статьи "Холотропное дыхание" (раздел "Материалы к семинару в Киеве 2007 МАГИЯ БЕЗ МИСТИКИ"):

холотропное дыхание