добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Искусство доминировать

ГЛАВА 7. Безмолвное слово как щит и меч (часть2)

Но можно поступить иначе. Позволив медиуму под-строиться к вашей психике, вы индуцируете мощнейший импульс ненависти. Быть может, медиум и не откусит сво-ему партнеру ухо или нос, но уж во всяком случае вместе им никогда больше не работать.

И опять-таки можете поступить по-иному. Для разно-образия "наведите" себе сильную головную боль. Потом (после того, как нежелательный контакт прервется) вы ее легко снимете - разумеется, только у себя. А вот ему, зло-намеренному нарушителю границ вашего психического ггространства, сделать это будет очень и очень нелегко.

Мы уже рассказывали вам в четвертой главе, как при по-мощи разгонки или торможения психической активности бороться с воздействием соответственно алкоголя и нарко-тических препаратов. Последнее особенно важно, ибо в наши дни проще всего поработить человека при помощи инъекции героина. А "посадить на иглу" того, кто способен при необходимости в противовес действию препарата затормозить свою психику (наркотики мощно разгоняют психическую активность, в то время как алкоголь ее гасит), не так и просто.

Наконец, напомним вам, что умение не выставлять на показ свои возможности также является важным фактором, способствующим нашей безопасности. Никогда не следует без особых на то причин искушать ближних, и даже тех из них, которые кажутся вполне безобидными. Учтите, что I наши явные слабости, покуда они не вступают в противо-речие с интересами и вкусами окружающих, косвенно сти-мулируют их доброе к нам расположение, и в то же время наши очевидные достоинства могут порадовать очень не-многих близких нам людей.

Напоследок - еще один важный принцип, который не-пременно должен быть включен в обязательный перечень правил по технике безопасности при использовании не-вербальных методов психического воздействия, если тако-вой когда-нибудь будет создан. Итак, любая акция, при которой задействутотся психо-волевые центры, проводится суггестором в полную силу и с полной разряд-кой. Всякий, кто занимался воинскими искусстеами, знает: удар всегда следует выполнять в полную силу. При этом не важно, куда именно он нацелен: только при полной разрядке ладонью можно разбить кирпич или переломить толстую доску, а при неполной даже о бумажный лист лег-ко сломать себе руку. В психическом пространстве данное правило справедливо в еще большей степени, нежели it физическом. А потому никогда не следует искушать судьбу какими-то половинчатыми решениями и колебаниями во время действия - психическое кокетство недопустимо. Если вы серьезно решились на какую-то акцию, то действуйте в полную силу и больше не корректируйте свои намерения. Иначе ваша нерешительность сыграет с вами злую шутку. Истинный воин принимает каждое решение не просто, но и никогда не отступает от того, что однажды решил. И по-тому любое его действие исполнено силы.

В заключение обо всем понемногу

Эта заключительная часть книги уже по традиции заре-зервирована нами для тех вопросов, которые по каким-либо причинам не вошли в ее основные главы, но без ко-торых книга все же будет неполной.

Прежде немного побеседуем о ваших новых возможно-стях. Не ждите, что они откроются моментально, как толь-ко вы дочитаете "Искусство доминировать" до конца. Во-первых, вам понадобится определенное время для практи-ческого усвоения прочитанного материала. Во-вторых, чтобы психотехника реально "заработала", она сначала должна выйти на рефлекторный уровень, так сказать, вжиться в вашу плоть и кровь, а затем для большинства из нас еще потребуется определенный инкубационный пери-од, во время которого ваше подсознание как бы осваивает-ся со своего новой функцией. В одних случаях этот период бывает коротким, в других же он может растянуться на го-ды. Причем наш опыт показывает, что люди молодые и энергичные, как правило, быстрее осваивают приемы пси-хического воздействия. Но это отнюдь не означает, что данные методы недоступны для людей пожилых. У зрелого человека тоже есть определенные преимущества - напри-мер, в сфере самоконтроля. Препятствие к овладению вы-соким искусством - это не биологический возраст как тако-:юй, но духовная дряхлость, усталость от жизни, утрата целей и устремлений в ней.

Тем из вас, кто изучал восточные воинские искусства, возможно, знакома такая ситуация. В течение длительного периода вы упорно отрабатываете какой-нибудь элемент тао, или ката, но почему-то эта комбинация движений ни за что не "встает" у вас на должный уровень. Наконец, - то ли по совету учителя, то ли просто с досады - вы бросаете это безнадежное дело и переходите к каким-то другим за-нятиям. Проходит время, быть может, целый год, в течение которого вы ни разу даже не подумали о своем не удавшем-ся тао. Но однажды вы почему-то все же о нем вспоминаете и просто ради любопытства пробуете его выполнить. Без малейшей, впрочем, надежды на успех... И тут происходит чудо: тао не только у вас получается, как никогда прежде, но вы и чувствуете его совершенно по-новому, и ощущаете телом, как именно и, главное, для чего его следует выпол-нять.

Аналогичная картина наблюдается и при овладении ме-тодами психического воздействия. К примеру, одному из авторов этой книги впервые удалось успешно применил, психотехнологию "Наведение состояния на толпу" (о ней мы рассказывали в "Психодинамике колдовства") лишь спустя примерно год после того, как он с данным приемом познакомился и теоретически его усвоил. Это произошло совершенно случайно в вагоне пригородного поезда. До той минуты данный метод воздействия на групповое соз-нание вообще у него не "запускался", а туг вдруг "включил-ся" спонтанно, легко и, как говорится, на полную катушку.

Вообще, реально "работающая" психотехника обычно выполняется нами с легкостью; все получается у нас как бы само собою, играючи. Обратите внимание на это обстоя-тельство и во время занятий обязательно контролируйте степень затрачиваемых вами усилий. Если попытки выпол-нить психотехнику сопряжены для вас с большим внутрен-ним напряжением, значит, что-то у вас пошло не туда, че-го-то вы не учли или недопоняли.

Итак, по мере того, как вы "раскачиваете" свою психик)' при помощи всевозможных тренингов, теоретически изу-ченные ранее психотехники постепенно становятся ваши-ми естественными возможностями. Вам и самим уже не по-нять, почему же вы не делали этого раньше. Но учтите: стоит вам однажды успокоиться на достигнутом (или вы просто захотите передохнуть), и очень скоро вы потеряете все, чего добивались голами. Таково следствие закона из-менчивости мироздания: человеку не дано задержаться на каком-то этапе своего развития. Он либо карабкается вверх, либо стремительно катится вниз.

На начальном этапе экспериментов с людьми у вас мо-гут возникать трудности при подстройке к ним. Ничего страшного в этом нет - просто вы еще недостаточно про-чувствовали психический механизм реализации в себе пус-тоты. В конце концов способность психической полной подстройки придет к вам и сама собою (если, конечно, вы будете продолжать свои занятия). А до той поры можете применять метод частичной подстройки, широко исполь-зуемый в неЙролингвистическом программировании (НЛП). Основан он, как, впрочем, и многие современные психотехнологии, на человеческой способности к взаим-ному индуцированию. Представьте, что вы едете в метро, и ваша симпатичная соседка справа, на которую вы время от времени коситесь, вдруг потихоньку зевнет в розовую ла-дошку. И вас тоже моментально потянет зевнуть. А глядя на вас, разинет пасть сосед слева, и по вагону волной про-катится зевота. Вот это и есть непроизвольное взаимное индуцирование. Людям свойственно навязывать Друг Другу собственные психические состояния, реакции и даже моде-ли поведения.

Наш метод полной подстройки в состоянии пустоты основывается на ощущении суггестором психического фо-на того или иного биологического объекта и заключается в пассивном вхождении в резонанс с этим "нащупанным" фоном.

Специалисты НЛП к той же проблеме подходят с про-тивоположного конца. Они исходят из того, что психиче-ское состояние человека отражается, во-первых, в его дви-гательных реакциях (позе, жестах, мимике) и, во-вторых, в его голосе и речи. При этом достаточно жестко "работает" и обратная связь. Следовательно, чтобы выполнить час-тичную подстройку к тому или иному биологическому объекту (при непосредственном контакте с таковым) вам следует попытаться скопировать как бы в зеркальном отра-жении его позу, основные особенности его жестов и мими-ки. Затем вы должны точно так же воспроизвести ритм и темп его речи, а также "подравняться" к его голосу по силе и особенностям модуляций - вообще, попытаться скопи-ровать его манеру говорить (быть может, даже воспользо-ваться его излюбленными словами и фразами). В результа-те этих простых, манипуляций вы вскоре почувствуете, что ваша психика как бы выливается в готовую форму психо-физического состояния выбранного вами биологического объекта. Можно и далее держать себя с ним "в унисон", попутно проводя, скажем, вербальное внушение. А можно попытаться "повести" объект за собою, то есть с какой-либо целью изменить его состояние, сохраняя с ним кон-такт и осторожно меняя собственные модели - двигатель-ную и речевую. В данном случае, "работает" все то же че-ловеческое свойство взаимоиндукции.

Не бойтесь, что ваше подражание собеседнику будет им обнаружено. Как правило, наше сходство с кем-либо отнюдь не бросается в глаза. Зато резкое отличие в манере себя держать заметить нетрудно, поскольку оно вызывает у нас подспудное раздражение. Кроме того, вам совсем не обязательно копировать своего партнера во всех деталях. Как правило, бывает достаточно принять приблизительно ту же позу, да к ней добавить еще два-три штриха - быть может, какой-то характерный жест, ритм речи, излюблен-ную фразу.

Помимо всего прочего метод неполной подстройки по-могает нам развить способности восприятия; начав с него, легче затем перейти к полной подстройке в состоянии пус-тоты.

Наверное, многим из вас не дает покоя некое особое со-стояние сознания, воспетое в подавляющем большинстве трудов, связанных с восточными (а в последнее время - и с западными) вероучениями, духовными школами и даже боевыми искусствами. Это - медитация, дхьяна, или - в тра-диции толтеков - состояние повышенного осознания. Ему приписываются многие замечательные свойства, да - вот беда! - его невозможно "пощупать", тем более, примерять на себя и толком выяснить, что же это такое.

Теперь припомните, когда мы описывали "работу" с первостихиями, то пообещали массу преимуществ тому, кто ов-ладеет этими четырьмя ключевыми психическими пози-циями. Не беремся выбрать из этих преимуществ главное. Во всяком случае, то, о котором мы намерены сейчас рас-сказать, представляется нам весьма привлекательным. Речь идет о методе сознательного погружения в некое изменен-ное состояние сознания, аналогичное во многих отноше-ниях состоянию дхьяна.

Для начала вспомним одно из важнейших наставлений дона Хуана, касающееся четырех настроений сталкита, ко-торые суть безжалостность, хитрость, мягкость и терпение. Объединенные в некую особую психическую позицию, они и образуют саму основу этого искусства. Рискнем до-бавить от себя, что безжалостности соответствует стихия огонь, хитрости - вода, мягкости - воздух и терпению - разуме-ется, земля. .

Теперь попытаемся слить воедино эти четыре ключевые психические позиции, или четыре настроения сталкинш^ с которыми до сих пор вы "работали" лишь порознь. Начни-те с вашей родной стихии - допустим, это огонь; пусть он реализуется в вашей левой руке, левом плече и левой же половине груди. Затем перейдите к воздуху и наполните им нашу левую ногу и левую нижнюю половину тела. В пра-вой руке и верхней половине тела ощутите воду, а ваша правая нога пусть врастет в землю, нальется тяжестью и за-гьердсет. Некоторое время ярко и четко ощущайте в себе все четыре стихии одновременно, а потом как бы переме-шайте их в своем сознании. Хорошенько прочувствуйте :пу новую психическую позицию, возникшую в результате синтеза в вашей психике основных первостихий. Запомните свое новое состояние.

Настало время немного поразмыслить о ритуале, точ-нее, о функциональном назначении тех зачастую маловразумительных, на первых взгляд, действий, которым в раз-личных мистических сообществах и школах отводится важная роль, и которые рационалистам, по их заверениям, кажутся по меньшей мере бессмысленными. Хотя отнюдь не всем рационалистам.

Возьмем к примеру буддистов - экстремально рациона-листичных, на наш взгляд, и весьма ревностных последова-телей своего вероучения без бога; главная цель, которую они декларируют, есть достижение "чарующей твердыни Просветления"., то есть, по буддийским представлениям, наиболее комфортного состояния как в границах всеобщей системы бытия, так и за ее пределами, а также, быть может, помощь в аналогичном свершении окружающим - причем не только собратьям по вере, но и вообще всем живым су-ществам. Так вот, жизнь этих религиозных прагматиков (особенно северной, Тибегской разновидности) целиком подчинена весьма сложному, изощренному и затейливому ритуалу, тесно связанному с особой системой посвящений. Буддийский монах, послушник или даже просто ревност-ный мирянин получает от своего наставника посвящение буквально на любое действие - от ежедневных омовений п приемов пищи до таких, казалось бы, не особенно бого угодных деяний, как торговля или даже ростовщичество. В общем, сказать, что жизнь буддиста подчинена ритуалу, значит, выразиться еще недостаточно сильно, ибо по сути вся его жизнь и есть непрерывный ритуал. Спрашивается; зачем все это нужно прагматику, принципиально отвер-гающему любые проблемы (в том числе и о Боге), на кото-рые не может быть получен конкретный и однозначный ответ?

Припомните, когда в первой главе мы разбирали тех-нику не-делание в связи с эмоциями и их обузданием, то говорили о неких простых и, увы, неприметных для нас же самих действиях, которые играют предательскую роль "пусковых устройств" наших нежелательных эмоцио-нальных реакций. Так вот, у буддистов тот же механизм поставлен "работать", во благо. Отдельные элементы

их ритуала в сочетании со специальными мантрами (мис-тическими звуковыми сигналами, сообщаемыми подвиж-нику при посвящении) как раз и являются аналогичными "пусковыми устройствами"; только "запускают" они у по-слушника отнюдь не эмоциональные реакции, но, по мне-нию его наставника, наиболее целесообразные в каждом конкретном случае состояния сознания. Между прочим, это - самый надежный способ изо всех, что имеются в нашем распоряжении, вывести любую психотехнику, связанную с тем или иным специфическим психо-эмоциональным со-стоянием, на рефлекторный уровень.

А значит, для вас будет весьма желательно "привязать" каждое из измененных состояний сознания, что вами дос-тигнуты и прочувствованы, к какому-то простому ритуаль-ному действию: слову, образу, движению, позе, жесту. Лишь в этом случае даже сложные психические позиции (допустим, состояние четырех первостихий, которое мы не-давно рассмотрели) будут для вас доступны всегда. Для "наработки" такого механизма можно использовать само-кодирование (в данном случае подходит его аналоговая разновидность), и вы уже знаете, как оно выполняется.

Рассказывая в предыдущих главах о личностных типах, мы уже рассматривали преимущества и недостатки каждого из них применительно к тем или иным жизненным ситуа-циям и ролям. Разумеется, индивидуальные особенности человека существенно влияют и на его психические воз-можности. Б этом контексте наше выражение (или даже термин) "раскачать психику" будет эквивалентно фразе "расширить диапазон своих психических возможностей", что достигается при помощи специальной психо-волевой тренировки, различным методам которой мы уделили в этой книге достаточно внимания. В процессе таковой наши личностные особенности и предпочтения существенно сглаживаются, но окончательно не стираются никогда. Од-ним из нас легко дается разгонка психической активности, другим ее торможение, для кого-то психическая позиция вода значительно доступнее земли, а для другого наоборот.

Как правило, людям с невысоким уровнем психической активности проще считывать информацию; им легче дает-ся тестирование биологических объектов и манипулирова-ние ими при помощи "мягких" суггестивных приемов вер-бального типа. Что же касается психически "взведенных" экстравертов с монолитной психикой (и вообще людей с параноидным радикалом), то для них обычно доступнее "силовые" невербальные психотехники, а "считывание" информации с помощью подстройки сопряжено для них с серьезными трудностями. В соответствии с уже известным вам принципом максимальной простоты избираемого для воздействия метода, всегда используйте именно те приемы, которые легче всего у вас выходят. Обширный арсенал средств психического манипулирования, предложенный в этой книге (а также и в "Психодинамике колдовства"), пре-доставляет вам возможность такого выбора практически в любой ситуации.

При освоении различных психических приемов, техник, и технологий, не пытайтесь овладеть всеми этими метода-ми (или даже несколькими из них) одновременно. Отраба-тывайте приемы психического воздействия поочередно, отводя на усвоение каждого не менее двух недель ежеднев-ных тренировок (и даже на отработку тех, что сравнитель-но легко вам даются); чередуйте занятия психотехниками с выполнением психо-волевых тренингов, вооружающих вас психической силой. Учтите, овладение даже некоторыми из методов, о которых вы прочитали в нашей книге, дает вам серьезные преимущества перед прочими человеками мыслящими в этой жизни и позволяет вам незаметно за-владеть в ней инициативой.

И, что, разумеется, не менее важно, во многих случаях одного лишь теоретического знания какого-либо принци-па психического манипулирования оказывается вполне достаточно, чтобы защититься от соответствующих пося-гательств на вашу психику. (Это, конечно же, не касается силовых невербальных методов воздействия, о которых мы рассказали в последней главе и указали вам способы, по-шоляющие им противостоять.)

В этом контексте еще раз взглянем на принципиальную схему любого вербального воздействия: завладеть внима-нием биологического объекта, подстроиться к нему (или шести его в состояние ступора), провести внушение. Итак, для вербального манипулирования кем-либо нам в любом случае необходимо завладеть вниманием объекта воздейст-вия. Следовательно, наиболее простой и эффективной за-щитой от него будет сознательное отвлечение своего вни-мания при чьей-то попытке им завладеть. Правда, совсем обделить вниманием своих ближних будет для нас затруд-нительно. А потому для защиты от вербального манипули-рования собою нам так или иначе придется "уходить" от подстройки или препятствовать таковой уже описанными методами.

При "работе" с неблагоприятно настроенной 1руппой всегда стремитесь ее разделить, чтобы затем манипулиро-вать ее членами порознь. "Разделяй и властвуй" - кажется, именно так этот принцип сформулирован историками.

Мы уже излагали в "Паралогии" основную методику воздействия на толпу (только не путайте толпу с группой), то есть способ "наведения" определенных психических со-стояний на скопление незнакомых (точнее, не обязательно знакомых между собою) людей, внимание которых "привя-зано" к некоему явлению или идее (допустим, к выступле-нию оратора или поп ансамбля, к футбольному матчу и т.п.). Такая людская масса в значительной степени связана взаимоиндукцией составляющих ее биологических объек-тов и потому может рассматриваться как нечто однород-ное. Теперь же мы еще раз кратко рассмотрим диагностику состояния толпы, что представляется нам весьма важным в контексте этой книги.

Итак, вы фиксируете внимание на толпе - не на какой-то отдельной приглянувшейся вам персоне, и не на приме-чательной группе лиц, чем-то притянувшей ваше внима-ние, а именно на всей толпе одновременно, принимая это людское скопление за однородное целое. Затем, реализо-вав в своем сознании пустоту, попытайтесь ощутить общее состояние толлы. Для кого-то проще всего будет "увидеть" его как свет или сияние специфической окраски. Другим покажется легче его "услышать". Третьи смогут ощутить это состояние как вибрацию или же пульсацию, обладаю-щую какой-то частотой, ритмом и интенсивностью. Как бы то ни было, но это и есть общий настрой толпы, который вы воспринимаете в состоянии пустоты в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Теперь вы имеете возможность по-разному распоря-диться своим открытием. Во-первых, чувствуя состояние толпы, легче прогнозировать ее поведение. Во-вторых, ма-нипулируя собственным состоянием, которое опять-таки может восприниматься вами как окрашенный свет, звук или пульсация, вы легко избегнете индуцироваяия, или вовле чения вашей психики в общее состояние. Наконец, вы мо-жете попытаться повлиять на толпу. Надеемся, вы уже и са-ми знаете, как за это взяться.

Итак, наша книга подошла к концу. Мы рассмотрели в ней под разными углами древнее искусство доминировать и, в общем-то, рассказали о нем даже немного больше, чем собирались вначале. Правда, при описании некоторых ме-тодов психического воздействия мы сознательно поступи-лись кое-какими подробностями. Теперь мы можем при-знаться: это - одна из стратегических составляющих книги "Искусство доминировать". Само же наше манипулирова-ние сознанием читателя в данном случае свелось к тому, что, вынуждая его время от времени самостоятельно разга-дывать небольшие психологические "ребусы", мы тем са-мым побуждали его к исследованию собственного психи-ческого пространства, путеводителем по которому, воз-можно, явится одна из следующих наших книг.




Следующий отрывок из курса:

Ключевые слова страницы "ГЛАВА 7. Безмолвное слово как щит и меч (часть2)"
(раздел "Искусство доминировать"):

война практический сделать цель искусство перечень получения торговля времени связь книга успех