добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Искусство доминировать

ГЛАВА 1. Не прописные истины (часть1)

Начнем с того, что при некотором навыке нетрудно ма-нипулировать практически любым нормальным биологи-ческим объектом, за исключением отдельных лиц с тяже-лыми психическими расстройствами, наркоманов после "дозы", а также некоторых фанатиков, религиозных или политических. Кстати, перечисленные категории живых существ психологически весьма схожи. Возможно, кого-то покоробил сам термин "биологический объект", коим обо-значен нами "венец творения". И напрасно. Представьте себе хирурга, роняющего горькую слезу на пациента, что распростерт перед ним на операционном столе. Да, такой сердобольный эскулап запросго что-то не то бедняге отре-жет и не туда пришьет, а то еще грохнется в обморок, а в придачу напорется на собственный скальпель... Хирургу нужна отрешенность - быть может, даже в большей степе-ни, чем мастерство. Точно так же и при выполнении пси-хической операции совершенно необходимы безэмоцио-нальность и максимальная отстраненность. Запомните: в момент осуществления психологического воздействия вы не должны быть подвластны никаким эмоциям, даже желанию добиться результата. Иначе у вас попросту ничего не полу-чится. Нужная степень отрешенности возможна лишь в том случае, когда вы относитесь к лицу, с которым работаете, как к некоему безличному биологическому объекту. Примерно так люди обыкновенно взирают на какую-нибудь улитку или стрекозу: не испытывают к ней ни особой симпатии, ни ан-типатии - вообще ничего. К счастью, такая отрешенность потребуется вам лишь на то время, покуда вы проводите психологическую операцию. Закончив же ее, можете вновь запылать любыми страстями, какими пожелаете.

Но вернемся к тому, с чего мы начали эту главу. Итак, воздействовать можно практически на любого человека, только на каждого - по-своему. Из классической психоло-гии большинству наших читателей, наверное, уже извест-но, что по своему отношению к окружающему миру и ощущению в нем себя всех людей можно условно поде-лить на две большие категории: экстравертов и интровер-тов. В свою очередь каждая из них также условно подраз-деляется на активный и пассивный подтипы. Таким обра-зом, можно выделить четыре группы человеков мыслящих. Лиц, объединенных в первую из них, называют активны-ми экстравертами.

Это наиболее деятельные люди, внимание которых преимущественно поглощено окружающим миром. При этом обычно им присуще стремление что-то в жизни по-менять, исправить и как можно прочнее в ней утвердиться, или же - на уровне интеллекта - осчастливить мир своими идеями (впрочем, обычно не совсем своими). Импульсив-ные и напористые, экстраверты активного типа - это при-рожденные лидеры. У них нет психических комплексов. Они живут сегодняшним днем и превосходно его чувству-ют. Рассчитывать, прогнозировать, строить долгосрочные планы - это не их стихия, Именно они руководят предпри-ятиями и политическими партиями, религиозными объе-динениями и неформальными силовыми структурами. Президенты и криминальные авторитеты получаются ис-ключительно из этой категории лиц.

Что касается пассивных экстравертов, то и для них в жизни припасен неплохой кусок пирога. Чаще всего этих холодноватых и довольно-таки приземленных созерцате-лей бытия можно увидеть на вторых ролях, но непременно рядышком с лидерами. Это прирожденные помощники, соратники, доверенные лица, заместители всевозможных мастей и рангов. Именно они, пассивные экстраверты, со-ставляют основу неистребимого чиновничьего племени. Пассивный экстраверт, как черт ладана, боится серьезных решений. Поменять что-то коренным образом, рубануть с плеча, сняться с насиженного места - все это для него не-посильный подвиг. Зато он умеет досконально разобраться в любой ситуации, обожает вычислять и систематизиро-вать, запоминать на всякий случай все, что угодно, и вооб-ще вести учет и подводить итоги. Без такого помощника активный экстраверт, человек обыкновенно не очень-то собранный, как без рук. Пассивные экстраверты бывают хорошими собеседниками, чудесными супругами и дотош-нейшими фининспекторами. Преобладающее их качество - здравый смысл. Как правило, им всего хватает, за исклю-чением звезд с неба...

Теперь об активных интровертах. Этих можно назвать вечными студентами жизни. Как и подобает вообще всем интроверсированным субъектам, активные интраверты с удовольствием фокусируются на собственном внутреннем мире, но при этом не боятся его дополнять и даже перио-дически осуществлять в нем перестановки. Они готовы учиться чуть ли не до могилы. Активные интроверты не-превзойденные генераторы неосуществимых идей, мечта-тели и фантазеры. Именно среди них - всевозможные со-чинители, музыканты, художники и, как ни странно, среди них же - математики, изобретатели, философы. В общем, активные интроверты занятые люди. К тому же они неред-ко бывают симпатичны - если только их психическая кон-струкция не осложнена каким-нибудь неприятным радика-лом, вроде истероидного.

Наконец, пассивные интроверты. Этих питомцев ду-шевной лени полным полно среди фанатиков всех мастей, особенно же среди религиозных фанатиков. Это они гото-вы до одурения щебетать во след своим гуру "Харе Криш-на!" или "Вся власть - советам!", (Заметьте, сами их лидеры никогда не относятся к данному психическому подтипу.) Что же касается обычных, так сказать, не идеологизирован-ных пассивных интровертов, то в большинстве своем люди они незлые, покладистые и даже душевные. Впрочем, до той лишь поры, покуда вы не попытаетесь насильственно вывести их из привычной психической позиции, весьма близкой к дремоте.

Наверное, достаточно о психотипах - они подробно описаны во множестве книг по психологии. В крайнем случае, чтобы окончательно .прояснить для себя этот во-прос, попробуйте самостоятельно соотнести предложен-ную систему классификации с традиционной, берущей за основу соотношение возбудимости и способности к тор-можению нервной системы человека, или же так называе-мые "темпераменты" - сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Вероятно, сделать это будет нетрудно.

Нас же, стремящихся во всех случаях извлекать из тео-рии реальную пользу, в данном вопросе более всего инте-ресуют именно ключевые психические позиции перечис-ленных психотипов, или же их основные психо-эмоци-ональные состояния. Как ни странно, чтобы в этом разо-браться - опять же не формально, а практически, - нам придется обратиться к очень древнему и, по представлени-ям большинства наших современников, чрезвычайно ту-манному мистическому учению о первосязихиях. Припомним четыре первичные составляющие всего сущего в трудах по магии и алхимии., приписываемых Гермесу Трисмегисту. Вот они; земля, вода, воздух и огонь. Так вот, с точки зрения иррациональной психологии, все это суть ключе-кые состояния человеческой психики, различные сочета-ния которых и образуют весь спектр наших психо-эмоциональных возможностей. (На досуге соотнесите принцип первостихии с представлениями толтеков о четырех сторонах света или о четырех ветрах.)

Чтобы опробовать их "на ощупь", или "примерить" на себя, мы должны предварительно освоить одно, казалось бы, нехитрое действие. Но, между прочим, именно к нему сводится в конце концов любой реальный психологиче-ский метод. Следовательно, вовсе не случайно этому дейст-вию придается огромное значение всеми мистическими школами, восточными или западными, и в их числе столь популярной сегодня традицией толтеков. Мы говорим о сознательном вхождении в состояние умственной тишины,о намеренной остановке непрерывной деятельности рас-судка, об умении освободить свой ум ото всех мыслеформ. В книгах Карлоса Кастанеды это называется остановкой умст-венного диалога; в буддийской традиции Махамудры - реа-лизацией великого символа и постижением своей истин-ной природы; мы же привыкли говорить о сознательном вхождении в состояние умственной тишины, или в состоя ние пустоты.

На протяжении тысячелетий различными мистическими традициями изобретено множество психотехник, подчи-ненных основной цели - реализации состояния умствен-ной тишины. На наш взгляд, в своем подавляющем боль-шинстве они чрезмерно громоздки, трудоемки, неоправданно усложнены ритуальной атрибушкой и вообще мало пригодны для современного человека. Имея определенный опыт психологической подготовки специалистов некото-рых категорий, мы можем утверждать, что сегодня быстрее и надежнее прочих "работает" весьма простой метод "раз-двоенного внимания", которому мы и намерены вас обу-чить.

Если вы читали книги Кастанеды, то можете припом-нить нечто подобное, а именно особый способ ходьбы с одновременным обзором всего пространства перед собою периферийным зрением; этот прием дон Хуан настойчиво рекомендовал своему ученику, как основной способ "оста-новки внутреннего диалога". В принципе наш метод анало-гичен, только он еще проще.

Но прежде примите к сведению; будучи в своем обыч-ном состоянии сознания, человек способен фиксировать внимание лишь на двух объектах одновременно, и не более того. Теперь проделаем опыт. Вытяните перед собою обе руки и посмотрите на них. Сосредоточьтесь одновременно на ощущениях обеих кистей и постарайтесь чувствовать их одинаково отчетливо. При этом вы непроизвольно входите и особое сосюяние, при котором у вас в голове не остается никаких мыслей, никаких посторонних образов. Вы как бы повисаете в какой-то наполненной пустоте. Это и есть остановка внутреннего диалога. Если вам не сразу удастся "нащупать" искомое состояние, попробуйте поэксперимен-тировать со своим вниманием самостоятельно. К примеру, продолжая удерживать его на обеих кистях, немного ими покачайте: левая рука медленно идет вниз, и одновременно правая поднимается, затем наоборот. Подобных упражне-ний, или "ловушек" для внимания можно выдумать сколько угодно. Важно, чтобы с их помощью вы почувствовали со-стояние пустоты. Не ищите его где-то вне себя; оно, можно сказать, буквально у вас "в руках". Наверняка с вами уже та-кое случалось: вроде бы, вы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: "О чем ты думаешь?" Вы че-стно пытаетесь это уяснить и никак не можете, потому что на самом-то деле вы ни о чем и не думали вовсе. Было та-кое? Конечно же, было много раз. Так что ничего нового в этом состоянии безмыслия для вас нет. Нужно лишь хоро-шенько его прочувствовать и научиться свободно в него погружаться всякий раз, когда это требуется для наших особых целей.

Допустим, вы более или менее освоили остановку умст-венного диалога методом раздвоенного внимания. Тогда вы уже способны почувствовать и несколько иное измененное состояние сознания, которое можно назвать отрицатель-ным полюсам .психической позиции безмыслия. Когда че-ловек пребывает в своем обычном состоянии сознания, "биение" его мысленного фона не утихает ни на миг. При этом он в большей или в меньшей степени отождествляет-ся со своим мысленным фоном, то есть с последним связы-вается самоощущение человека, его "я". Когда же вы реали-зуете состояние пустоты описанным выше методом, то ва-ше "я" замирает и растворяегся в наполненной пустоте. Вы как бы чувствуете свое сознание перелившимся через лоб-ные доли мозга на объекты вашего внимания.

Можно действовать и по-другому. Будучи в состоянии глубокой релаксации (здесь подходит любой из множества распространенных ныне способов его достижения), вы мо-жете отстраниться от своего мысленного фона, выделив всобственной психике некий молчаливый и бесстрастный центр и позволив ему спокойно созерцать этот самый мыс-ленный фон. Вы чувствуете свое сознание как бы отсту-пающим, точно море при отливе, через затылочную часть мозга и позвоночник. При этом мысленный диалог посте-пенно стихает, и вы то же входите в состояние пустоты, но уже как бы с другого конца. Правда, само безмыслие, реа-лизованное таким способом, будет качественно отличаться от аналогичного состояния, которого вы достигаете при помощи раздвоенного внимания. Во втором случае оно связано с шизоизацией вашей психики, или, выражаясь иначе, с разделением вашей личности на множество суб-личностей. (Не пугайтесь слов "шизоизация" и "паранои-зация"; будучи подконтрольны, и тот и другой процесс -лишь инструменты практикующего психолога.) В первом же случае остановка мысленного фона сопряжена с пара-ноизяпией психики, пли же с укреплением единства, спа-янности всех ваших субличностей. Обратите внимание на этот факт, имеющий существенное значение для некото-рых наших опытов.

Итак, состояние пустоты, или умственной тишины, обеспечивает внедрение в наше подсознание определен-ных установок, или кодов, и закрепление их там в целях последующей реализации. О самовнуитении, или самоко-дировании, мы уже подробно рассказывали в предыдущей работе. Но, поскольку данный раздел практической психо-логии весьма важен и в контексте этой книги, мы сейчас вкратце его повторим.

В книгах Кастанеды нередко упоминается искусство управления намерением, или некой безличной абстрактной силой, способной изменять нашу психическую позицию, то есть трансформировать наше мироощущение и одно-временно самоощущение. Именно с остановки внутренне-го диалога и начинается это искусство. Дело в том, что че-ловеческий разум, вполне способный нечто сконструиро-вать, является в то же время главным препятствием внедре-ния собственных конструкций в подсознание. А потому, чтобы вывести на интуитивный уровень какую-либо новую психофизическую функцию, нам приходится временно его "остановить".

Покуда вы думаете, в вашей психике автоматически за-действуется тот же механизм, что и в известной истории с соловьевским Ходжой Насреддином и ростовщиком Джаффяром. Веселый плут - с нашей же точки зрения, превосходный психолог - засадил последнего в мешок, пообещав ему скорейшее телесное исцеление при том од-нако условии, что Джаффар, покуда сидит в мешке, ни в коем случае не будет вспоминать об обезьянах. И конечно же, получив такое предупреждение, богач ни о чем ином думать уже не мог. Так действует человеческий разум -преимущественно наперекор нашим очевидным устремле-ниям. Следовательно, чтобы перехитрить собственный ум, мы должны уметь "отключать" его в нужный момент. Это достигается путем сознательного погружения в состояние пустоты.

Перейдем к самовнушению. Эта техника также весьма проста: вы задаете себе некую установку, а затем реализуете пустоту и таким образом позволяете этой установке закре-питься у вас в подсознании. Покуда ваш мысленный диалог "включен", вы никогда не сможете себе поверить, ибо со-мневаться всегда и во всем есть неотъемлемое свойство ума. Именно состояние пустоты и вооружает нас верой, необ-ходимой для того, чтобы ввести в действие великую силу намерения.

Возвращаясь к истории о ростовщике Джаффаре, отме-тим, что главный психический механизм, лежащий в ее ос-нове, это - неспособность нашего центра образного мыш-ления (правого полушария головного мозга) "работать" с негативными формами описания того или иного явления. Допустим, вы говорите кому-то "не кури", и человек тут же представляет себе зажжешгую сигарету или же какие-то иные атрибуты, связанные с процедурой курения. Для об-разного мышления отрицание чего-либо равнозначно дек-ларации того же самого, поскольку наше правое полушарие способно оперировать лишь позитивно выраженными понятиями. Следовательно, при формулировании установ-ки мы должны раз и навсегда отказаться от негативной терминологии, подбирая вместо негативных какие-то пози-тивные выражения.

Далее, выбранную установку не обязательно формули-ровать словесно. Можно зримо представить себе олице-творяющий ее суть образ. К примеру, если вы решили уси-лить свою правую руку, то можете вообразить ее в виде стального рельса, намертво вмонтированного в бетонную тумбу (ваше тело). В некоторых случаях лучше всего "рабо-тает" ассоциативное самокодирование. Допустим, готовясь к спортивному состязанию, вы можете вспомнить себя в том самом состоянии, когда вы были в наилучшей спор-тивной форме, и все вам легко удавалось. Затем вам следует войти в состояние пустоты, выводя тем самым заданную программу на подсознательный уровень.

Иногда наилучших результатов позволяют добиться комбинированные способы задания установки. Например, в вышеприведенном случае, припоминая себя в отличной спортивной форме, вы можете одновременно определить желаемый результат и словесно. Но любая установка долж-на быть сформулирована предельно конкретно. Иначе у вас в лучшем случае выйдет то же самое, что и у героя из-вестной песенки, исполняемой Аллой Пугачевой: "Сделать хотел утюг - слон получился вдруг". А скорее всего, и во-обще ничего не выйдет.

Теперь мы можем вернуться к первостихиям, или к четы-рем ключевым психическим состояниям, которые аллего-рически названы огнем, воздухом, водой и землей. Проведем психотренинг.

Сядьте спокойно, не скрещивая рук и ног, расслабьтесь. Пред-ставьте, что вокруг вас бушует яркое неистовое пламя. (Глам! можно закрыть, но в данном случае лучше действовать с откры-тыми или с полу прикрытыми глазами.) Пламя охватывает ваше те. !о и сознание. Оно струится в ваших жилах. Ярко пылает вся ваша нервная система. Одновременно задайте себе словесную установку: Я - пламя, ревущее бушующее пламя. Я - огонь, стремительный, порывистый, не ведающий преград. Мое сознание и тело растворяются в пламени, и сам я становлюсь подобен огню.

Теперь войдите в состояние пустоты и позвольте установке как бы реализоваться в вашем сознании.

Важная-подсказка: древние толтеки различали высшие и низшие качества огненной стихии. К низшим ее свойствам они относили те, что связаны с тепловой энергией, с жа-ром, а к высшим - свет, импульсивность, стремительность, способность мгновенно охватывать все и вся. Наверное, вы догадались, что в нашем случае наиболее важны именно высшие свойства огня.

А теперь - один практический совет. Если вам почему-либо трудно пробудить в себе ощущение пламени, не усердствуйте, как говорится, через силу. Лучше, напротив, слегка отвлекитесь, расслабьтесь и повращайте немного глазами в направлении против часовой стрелки. Во-первых, это движение снимет с лицевых мышц напряжение, а во-вторых, оно будет способствовать ослаблению поглощенно-сти вашего сознания той психической позицией, которую последнее занимает в данный момент. Можете использовать этот нехитрый прием и в других случаях, когда вам требуется быстро изменить свое состояние сознания.

Допустим, вы все-таки "примерили" на себя ключевую психическую позицию огонь. Конечно, этого еще не доста-точно. Следует научиться свободно входить в данное со-стояние в любое время и в любой обстановке. Что за необ-ходимость в таком навыке, вы поймете позже. А пока пора-ботаем с тремя остальными первостихиями.

Рассмотрим ключевую психическую позицию воздух, которая, как ни странно, по своему "тону", или же по ощу-щению, довольно близка позиции огонь. Высшими качест-вами воздушной стихии являются ее способность практи-чески безналичного расширения и заполнения любого пространства, любого объема, а также "умение" совершенно свободно принимать всевозможные формы и проникать в самые потаенные уголки - хотя бы и в пресловутое игольное ушко. Сопутствующие ощущения воздушной стихии - это легкость, свобода и отстраненность (эмоцио-нальная невовлеченность).

Для реализации в себе состояния воздух очень подойдет ка-кое-то открытое пространство. Неплохо предварительно лечь на спину и некоторое время созерцать чистое небо или же, если последнее невозможно, просто ярко представить себе небо с закрытыми или - лучше - с полу прикрытыми глазами.

Итак, предварительно расслабившись, вы растворяетесь в воздухе и обретаете его легкость, способность безгранично расширяться, заполнять любой объем и принимать форму любого объекта. Одно-временно вы задаете себе установку: Я - воздух, невесо-мый всепрон икающий воздух" способный безгранично расширяться и принимать лю-бые формы. Затем вы входите в состояние пустоты.

Данная психическая позиция весьма важна для суггестора, ибо позволяет ему со-настроиться с любым биологиче-ским объектом.

Психическая позиция вода детально рассмотрена в книге В. Шлахтера "Человек-оружие" в связи с механической не-уязвимостью воина. Формула самонастройки для ее дости-жения будет: Я растворяюсь в воде. Мое тело - вода, жидкая и текучая.

Добавим лишь, что поначалу можно отрабатывать это состояние, забравшись в ванну, наполненную теплой во-дой.

Наконец, психическая позиция земля. Реализации по-следней очень помогает созерцание какой-нибудь горы или скалы. Можно действовать и по-другому.

Зажмите в ладони округлый камень (лучше - в обеих ладонях по камню). Теперь ощутите, как твердеют ваши руки, а следом и все тело. И ваше сознание тоже каменеет. Задайте себе установку-Я твердый, незыблемый скальный монолит. Мое тело, мое сознание неимоверно прочны. Нет в мире силы, способной меня сокрушить. Войдите в состояние пустоты и позвольте установке закрепиться в вашем сознании.

Значит, для нас высшими свойствами стихии земля яв-ляются твердость, несокрушимость, способность выдер-жать все, что угодно, а также инертность. Между прочим, у этой первостихии весьма полезны и некоторые иные свойст-ва например, великая изначальная сила жизни, способная даровать нам абсолютное физическое здоровье.

Видимо, вы уже догадались, что привычная или же пре-обладающая психическая позиция любого нормального человека является какой-либо комбинацией вышерассмот-ренных четырех ключевых психических позиций. Таким образом, в психической структуре активного экстраверта, или же сангвиника, преобладает огонь, в то время как для пассивного экстраверта более характерны качества воздуха. Что же касается активного и пассивного интровертов, то их преобладающим психическим состояниям в наибольшей степени соответствуют первостихии вода и земля. Кроме того, вы могли же самостоятельно почувствовать, что огонь и воз-дух захватывают как бы верхнюю, внешнюю часть психи-ки, в то время как земля и вода властвуют в нижних, так ска-зать, телесных глубинах нашего "я". Можно подступиться к этому же вопросу иначе: довольно легко "зажечь" воздух и сделгсгь его огнем, и точно так же нетрудно "растопить" зем-лю до состояния воды. Но быстро перейти с позиции земля, допустим, в позицию огонь значительно труднее. (Послед-нее, впрочем, справедливо для большинства людей, но не для всех.) И, чтобы вам уже окончательно разобраться в данном вопросе, добавим, что состояния земля и вода силь-нее: всего выражены как бы в телесных ощущениях, а огонь и воздух тяготеют к более тонким формам осознания (или са-мовосприятия). Можно сказать, что первая пара стихий преимущественно ощущается нами в теле, в то время как Другая, огонь и воздух, - в голове. Вам надлежит это хоро-шенько прочувствовать самостоятельно.

Как вы уже знаете, для обычного человека какая-то из четырех первостихий является "родной". К этому следует до-бавить, что другая первостихия (причем не обязательно пар-ная первой), как правило, будет для него "дружественной", то есть достаточно легко по его желанию реализуемой. Третью же первостихию по отношению к данному человеку можно назвать "нейтральной", иначе говоря, достижимой для него с трудом и отнюдь не всегда. Наконец, оставшаяся первостихия для него "враждебна", то есть практически не-доступна в обычном его состоянии. Психическое развитие человека (разумеется, в нашей интерпретации) подразуме-вает "выравнивание" по отношению к нему всех первостихий. Это значит, что "дружественная" первостихия постепен-но становится для него "родной", "нейтральная" - "друже-ственной", а "враждебная" - по меньшей мере "нейтраль-ной". Что же касается практического применения принци-па первостихий- то об этом нам еще предстоит говорить не-однократно. И потому будем надеяться, что с трвостихиямн вы более или менее разобрались (безусловно, не теорети-чески, но в процессе соответствующих опытов и упражне-ний), и мы теперь можем двигаться дальше.

В книге "Психодинамика колдовства" мы подробно рас-сматривали еще один фундаментальный закон природы, я именно принцип глобальной нестабильности мироздания. Последний неоднократно формулировался мудрецами и различные исторические периоды и глубоко проник даже в народные пословицы. Всем известно, что "дважды в одну -реку не войти", что "всё течет, все изменяется", что "время вспять не повернуть" и т.д. и т.н. В общем, мы не станем еще раз подробно останавливаться на принципе неста-бильности мироздания - лишь подчеркнем, что он благо-получно "работает" и в нашем психическом пространстве', а значит, его следует учитывать при рассмотрении лично-стных психотипов и соответствующих им психических по-зиций.

Вообще-то, это тоже просто. Ранним утром, когда за окном еще темно, вы просыпаетесь по звонку будильника и долго пытаетесь "за уши" вытащить себя из-под одеяла. Ес-тественно, в это время вы пассивно интроверсированы. Но СПУСТЯ три часа на работе вам приходится "сцепиться" с группой коллег, с раздражающей тупостью не желающих признавать очевидный факт, что именно ваш проект наи-более надежен и, уж конечно, оригинальнее всех прочих. Надеемся, теперь вы в состоянии самостоятельно квалифи-цировать свою гипотетическую психическую позицию в это время. Затем, уже под конец рабочего дня, вам отчего-то становится наплевать на все с высокой колокольни. Вы как бы отстраняетесь от треволнений дня и созерцаете суе-ту сослуживцев с едва уловимой кривой усмешкой. Ну, ко-нечно же, в этот период вы преимущественно пассивный экстраверт.

Итак, ваша первая задача: с помощью предложенных выше психо-фенингов обрести контроль над своим психи-ческим состоянием и научиться сознательно и по своей во-ле избирать нужную психическую позицию в тот или иной момент жизни, то есть превзойти собственные личностные ограничения. Нечего и говорить, что это - один из крае-угольных камней великого искусства доминировать.

Теперь, кажется, подошло время подробнее остановить-ся на следующей важнейшей составляющей человеческой психики, о которой покуда мы лишь вскользь упомянули, а именно, на эмоциях. Пожалуй, более всего путаницы в умах людей, так или иначе интересующихся психологией, вызывает именно этот вопрос - конечно, не без "помощи" многочисленных сочинений (в том числе и самых автори-тетных) по йоге, оккультизму, экстрасенсорике, буддийским традициям и т.п. Что значит "контроль над эмоциями"? И как же нам все-таки его обрести, не причинив себе вреда?

Но сначала определим: что же такое на самом-то деле наши эмоции. Проще всего для этого воспользоваться язы-ком толтеков. Если принять их постулат, что человек - это, прежде всего, воспринимающее существо, тогда нам при-дется согласиться и с тем, что его эмоции в не меньшей степени, нежели сенсорные чувства, являются первичным результатом самого акта восприятия. Мы хотим подчерк-нуть, что в процесс восприятия вовлечены не только наш. г чувства, но непременно и эмоции. Более того, с точки зрения толтеков, эмоции суть выражение в этом мире всеоб-щей великой Силы, или Намерения.

Кстати, не следует путать эмоции с чувствами состояниями (последние в обиходе зачастую называют ш строениями человека). Отличие же в том, что эмоции б: лее динамичны; они могут возникать в нашем сознании практически мгновенно - как естественная реакция на не-кое явление, вдруг открывшееся нам в процессе воспрп ятия. Например, вы видите несущийся на вас автомобиль , испытываете страх.

Чувства же, напротив, инертны; они определяю'! наше общее психическое состояние в течение некоторого - ино-гда весьма продолжительного - временного отрезка. При этом эмоции возникают и гаснут на фоне чувств. К прим г ру, вы можете испытывать грусть, печаль, вызванную, до-пустим, вчерашней ссорой с женой. (Это - конечно жч, чувство.) А затем, уже на фоне своей печали, вы можете-испугаться автомобиля или соседской собаки. (И то уже будет эмоция.) Повторяем, в этом абзаце речь шла о чувст-вах-состояниях, которые вообще ничего общего не имею1 с сенсорными чувствами (зрение, слух и т.д.). Видите, сколько неудобств доставляет нам "великий и могучий" русский язык!

Точно так же, как и сенсорные чувства, эмоции момен-тально побуждают нас к той или иной реакции. Представь-те, что вы случайно дотронулись до горячего утюга, и вашл рука самопроизвольно отдернулась от него - сработал рефлекс, "запущенный" чувством боли. А в следующий раз - допустим, через год - вы снова случайно прикоснетесь к утюгу, который, на ваше счастье, окажется холодным. И все-таки ваша рука аналогичным образом отдернется от не-го. На этот раз рефлекс "запустила" эмоция - страх. По следний настолько мимолетен, что вы даже не смогли его толком заметить. Тем не менее, его вполне достаточно для того, чтобы вызвать адекватную в принципе реакцию.

Теперь рассмотрим другой случай. Допустим, ваш на-чальник в присутствии сослуживцев выговаривает вам за что-то, предположим, даже вполне заслуженно. Ощущая ваш внутренний отпор, он все более "распаляете") и в ка-кой-то момент "перегибает палку", то есть произносит не-что такое, чего говорить и не следовало бы вовсе. И что творится с вами теперь?! В лучшем случае у вас непроиз-вольно сжимаются кулаки, в одну черту сходятся брови, а в районе скул под кожей невесть откуда вырастают желваки и начинают выразительно двигаться. А в худшем случае... О том, что происходит в худшем случае, даже не хочется ду-мать!




Следующий отрывок из курса:

Ключевые слова страницы "ГЛАВА 1. Не прописные истины (часть1)"
(раздел "Искусство доминировать"):

война научиться практический сделать идеи свобода развитие власть искусство звезд истории машин перечень получения закон техника руки собаки самые русский великий витамин автомобиль рука смысл спор