добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 06.05.2002

Разговор в письмах

в недавней рассылке был затронут вопрос конкуренции в демократическом государстве. Не могли бы Вы рассказать, как Вы понимаете понятие "демократия" и насколько по Вашему приемлем данный тип государства в наше время в России и в остальном мире.

С уважением, Алексей.

Существует два рода демократий. В последнее время наиболее распространена либеральная демократия. она основана на положении либеральной теории права о том, что народ является сувереном и реализует свои суверенные права через народное представительство. Поскольку реально осуществлять суверенитет может лишь дееспособное лицо (юридическое или физическое), а народ представляет собой не лицо, а абстрактное понятие, воля которого операционально невыявляема и потому нереализуема, следственно такая концепция затушевывает тот факт, что не существует легального носителя суверенитета, то есть лица, способного действовать чрезвычайным образом в качестве ответа на чрезвычайные обстоятельства. В результате основанные на этой правовой концепции государственные системы устойчивы только при отсутствии чрезвычайных обстоятельств и рушатся при их наступлении, как Веймарская республика в Германии.

Что касается народного представительства, то также не существует достойного метода его формирования. В случае применения нынешнего голосования с усреднением по принципу "один конь - один рябчик" формирование работоспособного представительного органа возможно лишь в условиях, когда рябчики превосходят конину числом, что бывает крайне редко. В результате народное представительство оказывается ширмой для более компетентной, но нелегальной, теневой власти.

Наконец, референдарная демократия также неспособна выявить волю нации, поскольку формулировка вопросов референдума влияет на формирование этой воли. Кроме того, либеральная теория отождествляет нацию с электоратом, исключая таким образом представительство интересов прошлых и будущих поколений.

Кроме либеральной есть другой тип демократии, в последнее время встречающийся несравненно реже. Он основан на коллективном суверенитете, принадлежащем коллективу тех, кто обладает силой. Голоса в этом коллективе имеют значение пропорционально силе их обладателя, лишь обладающие силой и авторитетом входят в состав коллективного суверена.

Примером такой демократии является чеченская Шура. Такое устройство работоспособно для маленьких наций в примитивных экономических условиях. Если достигнуто высокое разделение руда, такая система правления также является нежизнеспособной. Военная демократия является переходным к аристократии типом общественного строя.

В современном мире либеральная демократия является преобладающим типом общественного устройства, но устойчива она лишь там, где нравственные установки общества позволяют поддерживать нормальное общежитие в этих ненормальных условиях. В большинстве стран она имитируется правящей верхушкой с целью получения дотаций от правительства США.


Читаю уже полгода Вашу рассылку, и мне интересно ваше мнение по следующим двум вопросам:

1. Как Вы относитесь к фантастической литературе, и, в частности, к творчеству Роберта Хайнлайна?

2. Вы писали: "Конец позапрошлого и начало прошлого веков были временем острого осознания передовыми мыслителями проблемы внутренней несвободы человека". Откуда же взялась эта самая внутренняя несвобода, неужто с неба свалилась от боженьки, яко Моисеевы заповеди?

-- Best regards, absolute_sh

1 Хайнлайна я читал мало, но в целом нравится.

2 А это я уже разъяснял. Она возникла в процессе становления человека и человеческой культуры как неизбежная плата за выгоды жить в обществе. Вопрос лишь в том, кто в каких размерах эту плату будет взносить :) Я обучаю, как заплатить меньше и, соответственно, жить получше…


Прошу Вас, если есть возможность, порекомендуйте в сети ресурс или название и автора книги, чтобы самостоятельно разобраться и хоть немного устранить "конфликт мотиваций" и бездействие из-за этого.

У меня нет возможности учиться в вашей школе (и признаюсь, не надеюсь, что это на меня реально повлияет, и лидером мне не хочется быть. Мне хотелось бы просто реально разобраться в себе - какие мотивации у меня конфликтуют и почему и как это убрать).

Спасибо заранее и в любом случае успехов Вам и Вашей школе.

Оля

Вряд ли книжки способны разрешить эту Вашу проблему. Да и ресурсов таких нет в сети. Если бы были, мне не было бы смысла делать ШЭЛ.

Ключевые слова статьи:

научиться делать сети юридические россии германии Прага воля экономический эротическое экономический